Проценты по кредиту налоговый учет

Многие предприниматели рано или поздно сталкиваются с необходимостью взять денежные средства в долг. Деньги могут срочно понадобиться на развитие бизнеса, оплату услуг подрядчиков, закупку нового оборудования и т.д.

Содержание:

Существуют некоторые существенные различия между займом и кредитом:

  • Согласно договору, кредит может выдавать только кредитная организация, в то время, как занять денежные средства может даже индивидуальный предприниматель или физическое лицо;
  • Условия взятия средств: кредитные организации выдают деньги только под определённую ставку. Частное же лицо может выдать средства без выставления каких-либо особых условий заёмщику;
  • Кроме того, заём не всегда оценивается в денежном эквиваленте, а потому может быть выдан имуществом, ценными вещами и т.д.

Необходимо понимать, что средства, взятые в кредит, не могут быть учтены в рамках расходов или прибыли организации, однако, сумма денег, выплачиваемая как проценты по кредиту, может. Поэтому при оплате налогов важно уметь правильно определять эту сумму.

Налоговый учёт процентов

Проценты по кредиту налоговый и бухгалтерский учет

Проценты от взятой (или данной в долг) суммы в налоговой документации признаются доходом или расходом, сумму которого необходимо указывать вне зависимости от целей займа в полном объёме.

Размер процента, сроки и прочие условия выплат определяются договором. При осуществлении досрочного погашения проценты также определяются согласно договору с учётом фактического времени, на протяжении которого использовались средства, взятые в долг.

Важно знать! Денежная сумма, полученная с процентов кредита, согласно Налоговому Кодексу, признаётся внереализационным доходом для организации, выдавшей кредит.

При учёте процентов в настоящее время актуальны несколько принципов:

  1. Сумма всех взятых в кредит средств учитывается отдельно от суммы выплачиваемых процентов;
  2. При расчёте учитывается полная сумма процентов, которая прописана в договоре;
  3. Учитываются не только расходы, выплачиваемые по кредиту, согласно ставке, но и доходы, т.е. сумма, которую получает кредитор;

Кроме того, в общей системе налогообложения проценты во внереализационных доходах признаются:

  • на дату полного возврата взятых средств;
  • на последний день каждого месяца в течение всего периода, на который были взяты средства в долг.

Понятие «Интервал» в Налоговом Кодексе. Важно понимать, что в налоговые расходы может быть занесена только та сумма процентов, которая попадает в определённый интервал, установленный законом. Если же она выходит за его пределы, то доход рассчитывается по фактическому проценту.

Способ определения суммы, включаемой в расход

Данная цифра определятся по простой формуле. Для этого необходимо умножить сумму займа на ставку и умножить на фактическое количество дней использования займа. Полученную сумму нужно разделить на количество дней в текущем году.

Бухгалтерский учёт

Проценты по кредиту налоговый и бухгалтерский учет

В данном случае займ и кредит мало чем отличаются друг от друга. Все правила учёта прописаны в Положении по бухгалтерскому учёту. Согласно документу, задолженность бывает двух видов:

  • краткосрочная – средства взяты на срок, не превышающий одного года;
  • долгосрочная – погашение долга занимает более года.

Согласно Положению по бухгалтерскому учёту расходами являются:

  • выплачиваемая ставка в соответствии с долговым обязательством;
  • издержки, связанные с долговыми обязательствами. Например стоимость услуг юриста, консультаций, экспертов, оценивающих договор и т.д.

Ставка учитывается, как и в налоговом учёте, двумя способами:

  1. в течение срока договора, равномерно распределяясь по месяцам;
  2. по иным условиям, прописанных в соглашении (если они не существенно отличаются от первого способа);

Кроме того, расходы, так или иначе связанные договором, равномерно распределяются по всему сроку его действия.

Ставка указывается в статье прочих расходов организации. Но займы полученные для покупки, получения или создания активов включаются в стоимость самого актива. К примерам можно отнести имущество, для приобретения которого необходимо длительное время или крупные затраты. По завершении этого процесса сумма попадает в состав прочих расходов организации.

Отчётность

Финальной стадией учётных работ за год является формирование отчёта. Перед этим совершается ряд необходимых мероприятий:

  • инвентаризация имущества, обязательств, согласно договорам организации;
  • проверка хозяйственной документации;
  • проверка всей документации, выявление и исправление ошибок и неточностей;
  • формирование отчёта и его утверждение.

Перед процедурами проведения данных мероприятий устанавливаются конкретные сроки, порядок проведения, а также ответственные лица. Все эти принципы устанавливаются руководителем организации.
Наш канал на Дзене