Закон о возврате страховки по кредиту

Об указе о страховании стало известно в 2015 году. Именно в нем четко прописана возможность возврата средств, затраченных на страховку, оформленной по добровольному согласию заемщика. Согласно указу, банк обязан вернуть средства, в случае, если клиент принял решение отказаться от услуги. Разумеется, здесь не обошлось без некоторых подводных камней, поэтому процедура возврата средств несколько усложняется. В данной статье будет подробно рассмотрена процедура возврата страховки.

Основные пункты

Закон о возврате страховки по кредиту

Условия страховки начинают действовать для некоторых страховых компаний – с момента подписания договора с клиентом, для других же – через некоторое время. После вступления в силу договора, заемщик может обратиться за расторжением пункта договора об услугах страхования в течение пяти дней. По истечении данного срока, отказаться от услуги клиент уже не имеет права. При этом, после написания клиентом заявления об отказе, страховая компания обязана за 10 дней вернуть средства.

Кроме того, за те пять дней, указанные в законе, не должно произойти страхового случая, то есть происшествия, на которое распространяются выплаты. В противном случае, отказаться от такой услуги отказаться уже будет невозможно.

При этом, стоит помнить, что закон предусматривает только два вида обязательного страхования – КАСКО и страховку недвижимости. То есть, любое иное предлагаемое банком страхование, является дополнительным и не может быть навязано.

Процедура возврата денег

На самом деле, процесс может выглядеть не таким простым, как это может показаться на первый взгляд. Суть процедуры заключается в следующих этапах:

  • Подача заявления. Подано оно может быть в один из пунктов: банк, в котором заключался кредитный договор и страховая организация, с которой был заключено соглашение. Для подачи существуют два пути: лично в организацию, либо письмом;
  • По прошествии пяти дней с момента заключения договора, клиент уже не может подать заявление о его расторжении (речь о рабочих днях);
  • Заявление должно включать в себя следующие документы: копия договора о страховании, чек об оплате услуг, паспорт застрахованного лица;
  • Срок рассмотрения заявки – до десяти дней. Правда, фактически деньги, как правило, возвращаются клиенту примерно через месяц;
  • Любое рассмотрение может закончиться отказом. В таком случае, клиент имеет право обратиться в суд или подать жалобу в Центральный банк Российской Федерации.

Автоматическое прекращение действия договора

Существуют ситуации, когда договор автоматически теряет свою силу и не требует отдельной процедуры расторжения. В таком случае, клиент имеет право получить часть суммы договора за вычетом той величины, на протяжении которой договор действовал. Но происходит это только в двух случаях:

  • Гибель застрахованного объекта (речь идёт о ситуациях, которые не прописаны в договоре как страховой случай);
  • При страховании риска предпринимательской деятельности учитывается факт окончания этой деятельности.

Почему заемщикам сложно отказаться от страхования?

Как уже говорилось ранее, данная процедура является дополнительной опцией, предлагаемой банками при заключении кредитного договора. Многие заемщики считают её абсолютно бесполезной и невыгодной для себя, однако, всё равно заключают под это отдельное соглашение. Почему это происходит? Всё очень просто. Дело в том, что банки заинтересованы в том, чтобы заемщик «подключил» эту опцию, так как получают за это дополнительный поток денежных средств. Поэтому, страховые услуги часто тесно взаимодействуют с условиями кредитного договора. Самый распространенный случай – заключение договора на страховку дает некие послабления, например, уменьшение размера процентной ставки. В случае отказа клиента подписывать соглашение, банк увеличивает ставку, причём, речь иногда идет о нескольких процентах. К сожалению, лишь немногие банки могут позволить себе не навязывать себе эту услугу, либо делать это не так жестко.

Благо, что за помощью в случае слишком активного навязывания банком дополнительных услуг, можно обратиться в суд. Так, например, на законодательном уровне, кредитная организация не имеет права слишком настойчиво предлагать страхование. В противном случае, можно подать жалобу. Если же заемщик, по тем или иным обстоятельствам решил в течение первых пяти суток отказаться от услуги и подал соответствующее заявление, а страховая компания отказывается возвращать средства, клиент имеет право подать в суд. Суды, как правило, встают на сторону заемщика, поэтому проблем в возвратом средств, в конечном итого, быть не должно. Однако, данная процедура требует затраты сил и времени.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем тщательно обдумать необходимость и целесообразность заключения соглашения на страхования, прежде чем соглашаться на него.