Таблицы и схемы по литературе 5-11 кл.

Таблицы и схемы по литературе 5-11 кл.

«Используйте цитаты! Не меньше десяти цитат» — типичные фразы, которые слышат те, кто готовится, например, к сочинению. Но далеко не всем с легкостью дается запоминание этого множества цитат. Как быть? Студентки Мария и Дарья Копыловы рассказывают, как готовились они.

Цитаты — один из главных страхов выпускников, сдающих экзамен по литературе. Кажется, что это просто нереально выучить, поэтому многие даже не пытаются. В итоге огромное количество сдающих литературу делают шпаргалки и потом дрожат, что попадутся на экзамене. Чтобы избежать лишних волнений, есть пошаговый способ, как запомнить цитаты на все случаи жизни.

Для начала сделайте две таблицы: одну для прозы, другую — для лирики. Для каждой таблицы будет отдельная инструкция.

Таблица по прозе

  • Сделайте три колонки: одну для названия произведения и автора, другую — для важных эпизодов, третью — непосредственно для цитат;
  • Самостоятельно выделите ключевые эпизоды в произведениях и подберите к ним самые яркие/известные/запоминающиеся цитаты;
  • Расположите найденные материалы по образцу на картинке (см. ниже);
  • Постепенно учите выделенные вами цитаты, запоминая к какому эпизоду они относятся. Совет: проговаривайте цитаты, чтобы они лучше запоминались;
  • Выучив все цитаты, постарайтесь записать их по памяти, а затем проверьте себя по таблице;
  • Те цитаты, которые запомнились хуже всего повторите еще раз;
  • Непосредственно перед экзаменом еще раз просмотрите таблицу.

Таблицы и схемы по литературе 5-11 кл.

Пример таблицы по прозе

Таблица по лирике

  • Сделайте три колонки: одну для названия произведения и автора, вторую — для краткой характеристики стихотворения, а третью — для цитат;
  • Выделите темы стихотворений, которые чаще всего встречаются в тестах (например, тема поэта и поэзии/любви/родины и другие, которые нужны для задания 16 и сочинений), подберите к ним стихотворения и выпишите из них подходящие и запоминающиеся цитаты;
  • Расположите найденные материалы по образцу на картинке (см. ниже);
  • Постепенно учите выделенные вами цитаты, запоминая к какой теме они относятся;
  • Остальные пункты см. в таблице по прозе (п. 5-7).

Таблицы и схемы по литературе 5-11 кл.

Пример таблицы по лирике

Этот способ довольно эффективный. Он позволяет успешно справиться с 8, 9, 15, 16 и 17 заданиями без помощи шпаргалок. Благодаря нему запоминаются не только цитаты, но и главные эпизоды в произведениях, а также темы стихотворений.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Стихосложение (версификация) способы организации звукового состава стихотворной
речи

Принципы ритмической организации стихотворных произведений

Твёрдые стихотворные формы

Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры

Виды строф в лирике

Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

Роды литературы. Жанровая система

Художественные системы в литературе

Схема анализа стихотворения

Темы и мотивы в лирике

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Сюжет литературного произведения

Устное народное творчество

Литература среди других искусств

Фольклор и литература – два вида словесного искусства

Герой литературного произведения

Роль пейзажа в литературном произведении

Юмор в литературном произведении

Басня как жанр литературы

Баллада как жанр литературы

Особенности древнерусской литературы 10-17 вв

Как подготовиться к пересказу текста

Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения

Былина как  произведение устного народного
творчества

Жанры  древнерусской литературы 10-17
вв

Требования к устному развёрнутому ответу

Образ. Характер. Герой.

Тема. Идея. Проблема в литературном произведении.

Героический эпос в русской и мировой литературе

Баллада в русской и мировой литературе

Историческая основа поэмы М. Лермонтова «Песня про 
царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

«Песня про  царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова» Словарь историзмов и архаизмов

Особенности драмы как рода литературы

Система образов в пьесе Н. Гоголя «Ревизор»

Сказки М. Салтыкова-Щедрина «Для детей изрядного возраста»

Комическое в литературе

Как писать сочинение по литературе

Как оформлять цитаты в сочинении по литературе

Основные направления  русской  литературы 18 века

Система образов комедии Д. Фонвизина «Недоросль»

Романтизм как художественное направление

Поэма М. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение

«Маленький человек» в произведениях Н. Гоголя

Замысел и историческая основа романа А. Пушкина «Капитанская дочка»

Система образов романа А. Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» Словарь историзмов и архаизмов

Основные мотивы лирики Н. Некрасова

Цикл рассказов И. Тургенева «Записки охотника»

Характеристика героя литературного произведения

Литературный процесс. Эпохи развития литературы

Классицизм как литературное направление

Периодизация литературы 19 века

Грибоедов «Горе от ума» Особенности конфликта пьесы

Грибоедов «Горе от ума» Черты классицизма и реализма в комедии

Реализм как литературное направление

Основные мотивы лирики  А. Пушкина

Пушкин «Евгений Онегин» Система образов  поэмы

Основные мотивы лирики М. Лермонтова

Лермонтов «Герой нашего времени» Особенности композиции романа

Гоголь «Мёртвые души». Лирические отступления в поэме

Гоголь «Мёртвые души». Система образов  поэмы

Островский «Гроза». Система образов драмы

Толстой «Война и мир»

Толстой «Война и мир» Пути исканий смысла жизни Пьером и князем Андреем

Толстой «Война и мир» Кутузов и Наполеон

Толстой «Война и мир» Историческая основа романа

Тургенев «Отцы и дети» Особенности композиции романа

Тургенев «Отцы и дети» Вопросы идеологического спора в романе

Тургенев «Отцы и дети» Две дуэли в романе

Тургенев «Отцы и дети» Шесть пейзажей в романе

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Система образов  поэмы

Достоевский «Преступление и наказание» Причины преступления Раскольникова

Психологизм в литературе

Особенности и периодизация  русской литературы 20
века

Особенности русской реалистической прозы начала 20 века

Основные направления поэзии серебряного века

Горький «На дне» Философский конфликт

Основные мотивы лирики А. Блока

Основные мотивы лирики С. Есенина

Лирический герой поэзии В. Маяковского

Булгаков «Мастер и Маргарита». Композиция романа

Шолохов «Тихий Дон» — роман-эпопея. Историческая основа романа

Шолохов «Тихий Дон» Композиция и система образов романа

Тема войны в русской литературе 20 века

Литературные направления в таблицах

14 минут на чтение

Таблицы и схемы по литературе 5-11 кл.

Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы. Основные литературные направления таковы:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
  • соцреализм
  • постмодернизм

Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

КлассицизмСентиментализмРомантизмРеализмМодернизм
Периодизациялитературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» — чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме)направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М. Пруст «В поисках утраченного времени», Дж. Джойс «Улисс», Ф. Кафка «Процесс». Признаки, особенности
Четко делятся на положительных и отрицательных. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия. Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы
Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств. Особенности развития в России
К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза», которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Рылеев, В. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 — 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. Гончарова, И. Тургенева, Н. Некрасова, А. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

Литературные жанры в таблицах

  • Роман-эпопеяРоман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
  • РоманРоман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.
  • ПовестьПовесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.
  • РассказРассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.
  • ПритчаПритча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
  • Лирическое стихотворениеЛирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.
  • ЭлегияЭлегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.
  • ПосланиеПослание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.
  • ЭпиграммаЭпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.
  • ОдаОда – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.
  • СонетСонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета
  • КомедияКомедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).
  • ТрагедияТрагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».
  • ДрамаДрама – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
  • ПоэмаПоэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений.
    Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя
  • БалладаБаллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
    Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского

8 минут на чтение

Таблицы и схемы по литературе 5-11 кл.

Литератруный жанр – это тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Литературные жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).