План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

1) наземно-воздушная – воздух;

2) почвенная – почва;

3) водная – вода;

4) живые организмы.

3) колебание температуры.

Среда обитанияОсобенность средыЧерты приспособленности организмов к средеПримеры обитателей среды

Наземно-воздушнаяНизкая плотностьСильно развитые опорные ткани скелетаВоробей, лиса, кактус, дуб, берёза
Резкая смена температурыПриспособление к перепадам температуры
Различная влажностьВырабатываемое специальное приспособление в разнообразной влажности
Тела живых организмовВысокая плотностьПарение в толще водыАскарида, бычий цепень, клещ
Нет резких колебаний температурыОбтекаемые формы тела; плавники

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Объясним понятие. Среда обитания – совокупность условий существования, в которых обитает организм, особь, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное действие.

Заполним таблицу.

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Вывод: для жизни в каждой среде обитания у организмов имеются специальные приспособления. Все среды наполнены живыми организмами.

Объясним возможность обитания на Земле живых организмов разных видов. Различные среды обитания и условия жизни в них позволяют существовать большому количеству организмов из всех Царств.

Определим факторы, негативно влияющие на среду существования живых организмов. Загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, осушение водоемов, испытания ядерного оружия.

Задание 1. Сформулируйте и запишите определение понятия «среда жизни». Среда жизни – совокупность условий, в которой живёт определённый организм. Задание 2. Заполните таблицу.

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Задание 3. Соедините линиями названия организмов и сред жизни, в которых организмы обитают. Ниже запишите свой ответ в краткой форме.

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Задание 4. Укажите главное отличие водной среды жизни от наземно-воздушной. В водной среде меньше кислорода и больше воды. Задание 5. Сравните условия обитания водной и почвенной сред жизни. Укажите сходство и различия между ними. Сходство: мало света и кислорода. Различия: влаги в водной среде больше. Задание 6. Сделайте обоснованное предположение о том, в какой среде жизни обитают грибы. Грибы могут существовать во всех средах обитания.

1) Закончите предложение.

Различают четыре основные среды обитания – наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная.

2) Изучив текст параграфа и рисунки 6 и 7 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».

3) Подумайте, чем можно объяснить большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Разнообразие условий окружающей среды.

  • ГДЗ
  • Диктанты
  • Таблицы
  • Сочинения
  • Конспекты уроков
  • Банк заданий

СредаУсловия средыПриспособления организмов

ВоднаяОрганизмы получают пищу, воду, газы. Незначительные колебания температурыСпособность к парению, многочисленные выросты и придатки, значительно увеличивают поверхность их тела и, следовательно, повышают трение об окружающую жидкость. Плотность тела близка к плотности воды, форма тела напоминает парашют. Веретенообразная форма тела и конечности в виде ласт, выделение слизи
Наземно-воздушнаяРазличные климатические условия. Большие колебания температуры. Достаток пищиСильно развиты опорные ткани – внутренний и наружный скелет. Развитие теплокровности. Мощная корневая система, листовые пластинки превращаются в колючки. Впадают в спячку
ПочваОпределяются климатическими факторами, температурой. Очень плотная среда. Мало кислородаРазличная форма тела. Многие лишены зрения. Приспособлены к копанию
Животные организмыДостаточно пищи, животные-паразиты зависят от организма хозяинаРазличная форма тела. Многие лишены органов чувств. Есть присоски и т.

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Закончите предложение. Различают четыре основные среды обитания — водная, наземно-вздушная, почва, организм, как среда. Изучив текст параграфа и рисунки 6 и 7 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов». Подумайте, чем можно объяснить большое многообразие живых организмов на нашей планете. Организмы приспосабливаются к разным средам обитания, что влияет на их многообразие.

14) Дайте определение понятия.

Среда обитания – все то, что окружает живое существо в природе.

15) Изучив текст параграфа и рисунки 10, 11, 12 и 13 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».

Вывод: живые организмы распространились во всех средах обитания

16) Чем можно объяснить большое разнообразие живых организмов на нашей планете?

Различные условия среды обитания.

17) Какие действия человека оказывают пагубное влияние на среды обитания живых организмов?

Распашка земель, работа промышленных предприятий, загрязняющих окружющую среду, раскопка почв скотом, вырубка лесов, загрязнение водоёмов

НазваниеХарактеристика

Наземно-воздушная средаВ данной среде достаточно кислорода, но не хватает влаги. Поэтому растения и животные засушливых мест имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономного расходования воды. В наземной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организмов
Водная средаЗдесь температура меняется меньше, чем температура воздуха. Кислорода зачастую не хватает. Меньше света. Самая заметная особенность многих водных животных – приспособления для плавания. У рыб, дельфинов и китов – плавники. У моржей и тюленей – ласты. У бобров, выдр, лягушек – перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов – плавательные ножки, похожие на вёсла
Почвенная средаЗдесь располагаются грибницы грибов, корни растений. Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия – воздух, воду, минеральные соли. Здесь меньше кислорода, но зато температура более ровная, чем на поверхности. Свет в глубину почвы не проникает, поэтому населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Их спасает обоняние и осязание

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Среда обитания — это та часть пространства, которая окружает данный организм или группу организмов и воздействует на него определенным образом.

Среды обитания:  водная, наземно-воздушная, водно-наземная, почва, среда, образуемая самими живыми организмами

Среда обитанияОсобенности среды обитанияПриспособленности организмов ВоднаяПлотная, температура без резких колебаний, фотическая зона=100 м. , содержится растворенный кислородОбтекаемая форма тела, плавники, ласты, слизь на поверхности тела, жабры или дыхание всей поверхностью тела, органы принятия пищи в виде ситаНаземно-воздушнаяПлотность воздуха меньше чем плотность воды, воздушные массы находятся в постоянном движении, температура меняется быстро и на больших пространствах, часто возникает недостаток влаги, состав воздуха обеспечивает химическую основу жизниУ животных: развит внутренний скелет, движения разнообразны: бегание, прыгание, полет, ползание; развита теплокровность, внешние покровы, миграция. У растений: потоки воздуха разносят семена, мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев, видоизмененные листьяПочва(эдафическая)Полная темнота, мало кислорода, полости заполнены воздухом или водой, колебания температуры сглажены, трудна для перемещенияЖивотные строят убежища и прокладывают ходы, на значительной глубине обитают анаэробные бактерии, органы зрения редуцированыОрганизмыЛишена молекулярного кислорода, нет необходимости добывать и отыскивать питательные веществаНет органов зрения, развиты присоски и  крючки, тело покрыто кутикулой, высокая плодовитость, преимущественно анаэробные

Методическая разработка урока биологии

для 5 класса в рамках ФГОС «Среды обитания организмов»

Тема урока: Среды обитания живых организмов.

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Цель урока:  ученик различает особенности разных сред обитания организмов и их приспособленность к жизни в этих средах.

-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

-сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

-учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

-развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

-формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

-прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация “Среды обитания организмов”, картинки с изображением растений, животных.

Биология, 5 класс.

Урок 1. Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Цели урока: Создать условия для:

  • Развития Умения сравнивать условия разных сред обитания организмов;
  • выявления особенностей приспособленности организмов к окружающей среде обитания;
  • развития умения строить речевое высказывание при характеристике среды обитания;
  • развития умение оценивать правильность выполнения учебной задачи через реализацию плана
  • для развития учебно-познавательного интереса через решение проблемной ситуации, создание ситуации успеха

Планируемые результаты обучения:

  • В процессе групповой работы научиться сравнивать различные среды обитания;
  • Перечислять и кратко характеризовать черты приспособленности организмов.

Метапредметные в процессе групповой работы:

Уметь строить речевое высказывание при характеристике среды обитания;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи через реализацию плана

Личностные: развивать познавательные потребности на основе развития интереса к изучаемому материалу по теме «Среда обитания. Приспособленность организмов»

Тип урока: урок введение новых знаний

  • Авторская программа: Программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы. Концентрический курс. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2015.
  • Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию.5 кл.: учебник / Сонин Н.И., Плешаков А.А. .-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  • Кириленкова В.Н., Сивоглазова В.И. Биология. Введение в биологию 5 класс: методическое пособие.- М.:Дрофа.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

Для учащихся:  рабочие  карты.

Тюнина Ольга Александровна

Мое настроение в начале урокаМое настроение на конец урока

Самостоятельно справился с заданием – 2 б

Обращался за помощью-1б

№этапЭтапы урокаСамооценкаЦелеполаганиеСоставление планаОценка работы в группеСоставление таблицы «Сравнительная характеристика сред»Составление схемы «Приспособленность организмов к среде обитания»

Перевод баллов в отметку: 4 балла – отметка 3

5-7 баллов – отметка 4

8-10 баллов – отметка 5

Общая инструкция для всех групп

План работы для группы

Индивидуальное задание 1 группе

прочитайте текст учебника на стр. 104-105 «Наземно-воздушная среда», заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания»

Условия жизниНаземно-воздушнаяВодная Почвенная Кислород Не всегда достаточноВода Изменение температурынезначительныСвет недостаточно

Индивидуальное задание 2 группе

прочитайте текст учебника на стр. 105 «Водная среда», заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания»

Условия жизниНаземно-воздушнаяВодная Почвенная Кислород малоВода Не всегда достаточно Изменение температурынезначительныСвет Достаточно

Индивидуальное задание 3 группе

прочитайте текст на стр. 105 «Почвенная среда», заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания»

Условия жизниНаземно-воздушнаяВодная Почвенная Кислород малоВода всегда достаточноИзменение температурыСвет Достаточно

Заполните схему «Приспособленность организмов к среде»

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Домашнее задание:  всем § 23, упр. 166,167, 168, 169 с. 57-58

Тест «Проверь себя»

а) нехватка воды и нехватка света

б) достаточное количество воды и избыток света

в) достаточное количество воды и нехватка света

г) нехватка воды и избыток света

а) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также отсутствие света

б) повышенное содержание кислорода и пониженное углекислого газа, а также наличие света

в) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, а также наличие света

г) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также отсутствие света

а) недостаток кислорода и избыток влаги

б) достаточность кислорода и избыток влаги

в) достаточность кислорода и недостаток влаги

г) недостаток кислорода и влаги

а) до 100 м

б) до 200 м

в) до 400 см

г) до 3 км

а) избыток количество влаги

б) отсутствие в почве света

в) наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза

г) недостатка кислорода и избытка углекислого газа

а) кожу и трахеи

Ваша оценка за тест:

«5» -8 верных ответов, «3»-4 верных

«4»-7-5 верных ответов, , «2»-меньше 4. Оценка_________________________________

а) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха

б) достаточное количество кислорода и значительное изменения температуры воздуха

в) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха

г) достаточное количество кислорода и незначительное изменения температуры воздуха

а) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

б) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также малое колебание температуры

в) повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

г) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительные колебания температуры

а) нехватка воды и значительные изменения ее температуры

б) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры

в) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры

г) достаточное количество воды и  незначительные изменения ее температуры

в) легкие и кожу

г) жабры и кожу

б) трахей или легких

г) жабр или кожи

б) обоняния и осязания

в) слуха и зрения

а) высокой температуры воды

б) нехватка кислорода в воде

в) отсутствия корма

г) низкой температуры воды

Выберите в группе:

Председателя — следит за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, поощрять членов группы.

Секретаря — записывает  информацию аккуратно и разборчиво

Спикера — излагает ясно и лаконично информацию и предложения, выдвинутые группой

Функции таймера — следит за временем, отведенным на работу

Наземно-воздушная среда – это газовая оболочка Земли. Значительную роль в этой среде играет воздух. Воздух необходим всему живому. Потоками воздуха разносятся плоды и семена растений, бактерии, споры грибов. В воздухе передвигаются многие животные суши. Каждый живой организм наземно-воздушной среды, даже если он находится в норе или пещере, окружен воздухом.

В ходе эволюции наземно-воздушная среда была освоена значительно позднее, чем водная. Это обусловлено тем, что выход на сушу потребовал значительной перестройки организации растений и животных, приспособления их в жизни в газообразной среде с низкой плотностью, высоким содержанием О2, высокой интенсивностью освещения и значительными колебаниями температуры и влажности в зависимости от географического положения, сезона и времени суток

Особенностью наземно-воздушной среды жизни является то, что организмы, которые здесь обитают, окружены воздухом и газообразной средой, характеризующейся низкими влажностью, плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. Как правило, животные в этой среде передвигаются по почве (твердый субстрат), а растения укореняются в ней.

В наземно-воздушной среде действующие экологические факторы имеют ряд характерных особенностей: более высокая интенсивность света в сравнении с другими средами, значительные колебания температуры, изменение влажности в зависимости от географического положения, сезона и времени суток.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях.

В водной среде чего-чего, а уж воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха. Это связано с тем, что вода, в отличие от воздуха, медленнее нагревается и охлаждается.

Обитатели водной среды дышат кислородом, растворённым в воде. Но его в водной среде значительно меньше, чем в наземно-воздушной,  зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом воде. Другие (сазан, карась, линь) выдерживают недостаток кислорода.

Нехватка кислорода в воде приводит иногда к катастрофическим явлениям – заморам, сопровождающимся гибелью от удушья множества водных обитателей. Зимние заморы часто вызываются образованием на поверхности водоемов льда и прекращением контакта с воздухом; летние – повышением температуры удушья воды и уменьшением вследствие этого растворимости кислорода. Чтобы кислород проникал в воду, во льду прорубают лунки.

В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине ниже 200 м — царство сумерек, а еще ниже — вечная тьма. Ясно, что водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Они питаются «падающими» из верхних слоев мертвыми остатками разных морских обитателей.

В океанах на глубине более 1 км царит непроглядная темнота. Здесь живут только те организмы, которые приспособились к подобным условиям. Некоторые имеют особые светящиеся органы, которые мерцают синим, зелёным или желтоватым светом. Они ослепляют жертву и облегчают себе охоту.

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Почва — это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва — это та среда, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. Почву можно определить как продукт выветривания, реорганизации и формирования верхних слоев земной коры под влиянием живых организмов, атмосферы и обменных процессов. Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одинаковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород, климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности. Для всех почв характерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почв к нижним.

Почвенная среда — дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные — черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например кроты.

Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия — воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды порой бывает чересчур много. Зато температура более ровная, чем на поверхности. А вот свет в глубину почвы не проникает. Поэтому населяющие ее животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их обоняние и осязание.

Почва – стабильная среда обитания, в которой температурный режим и увлажнение всегда изменяются плавно. Почва насыщенна организмами, количество

Таблицы на схожие темы

  • Сущность жизни и свойства живого
  • Уровни жизни
  • Формы борьбы за существование
  • Этапы развития жизни на Земле