Как жить в 2021-ом, если в кармане затерялась иностранная компания

Какие санкции может повлечь несоблюдение норм НК РФ о КИК?

Глава 16 НК РФ дополнена статьями 129. 5 и 129. 6 следующего содержания:

Статья 129. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании

Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком – физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками – организациями, но не менее 100 000 рублей.

ВАЖНО: При вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды 2015 — 2017 годов ответственность, предусмотренная статьей 129. 5 НК РФ, не применяется.

Положения статьи 129. 5 НК РФ применяются при вынесении решений о привлечении к налоговой ответственности за налоговые периоды начиная с 2018 года

Статья 129. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях

  • Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
  • Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Какими документами должна подтверждаться прибыль КИК?

Налогоплательщик – контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:

  • финансовая отчетность КИК или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;
  • аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности.

Указанные документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

В случае невозможности представления аудиторского заключения по финансовой отчетности одновременно с представлением налоговой декларации указанное аудиторское заключение представляется в срок не позднее 1 месяца со дня, отраженного в уведомлении о КИК в качестве даты составления аудиторского заключения по финансовой отчетности.

Согласно п. 2 ст. 309. 1 НК РФ, прибыль (убыток) КИК, определенная по данным финансовой отчетности этой компании и выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центральным банком РФ, определяемого за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.

Сумма прибыли (убытка) каждой КИК должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной в соответствии с личным законом этой компании за соответствующий период (периоды) с приложением ее финансовой и налоговой отчетности.

В случае определения суммы прибыли (убытка) КИК в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 309. 1 НК РФ (то есть когда постоянным местонахождением КИК является государство, не имеющее налогового соглашения с РФ) сумма прибыли (убытка) КИК должна быть подтверждена иными документами, позволяющими определить сумму прибыли. Такими документами, в частности, могут быть выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.

Подача уведомлений по зарубежным счетам

Доход от услуг, оказанных иностранному заказчику, получение зарплаты при работе за границей, доходы от продажи и (или) аренды зарубежной недвижимости, доходы по ценным бумагам, дивидендам и т. — россияне часто используют счета в зарубежных банках и аналогичных учреждениях для различных целей.

Последствия одни: начиная с 1 января 2021 г. , представляя отчеты по зарубежным счетам налоговые резиденты (физические и юридические лица) обязаны указывать и информацию о движении денежных средств, и сведения об иных финансовых активах, в частности:

  • производных финансовых активах;
  • долей участия в уставных (складочных) капиталах юридических лиц и ИСБОЮЛ;
  • правах требований, вытекающих из договоров страхования.

Юридические лица и ИП отчитываются о зачислении, списании и остатках иных финансовых активов на своих счетах, начиная с I квартала 2021 г. , частные лица — с отчета за 2021 г. (до 1 июня 2022 г. , если счет закрыт — то в течение месяца с даты закрытия).

Причем речь идет не только о банковских счетах, но и счетах в организациях, которые оказывают услуги по привлечению и размещению денег и иных активов, осуществляя хранение, управление, инвестирование и прочие сделки в интересах резидента прямо или косвенно.

Физические лица и ИП отчитываются по месту жительства (пребывания), при отсутствии на территории России этих мест — в ИФНС по местонахождению объекта недвижимости, юридические лица — в ИФНС по своему местонахождению.

При открытии или закрытии счета уведомление подается лишь однажды, не позднее 1-го месяца со дня его открытия (закрытия). В дальнейшем его подавать не надо. При совершении первого перевода на зарубежный банковский счет российский банк потребует предоставить уведомление с отметкой ИФНС о принятии данного документа (или распечатку квитанции, подтверждающую получение в электронном виде).

  • Нужна консультация по уведомлению налоговой о зарубежных счетах;
  • Необходима помощь в составлении уведомлений или отчетов, в т.ч. 3-НДФЛ;
  • Трудно разобраться, что выгоднее — закрыть счет, выйти из зарубежной фирмы или КИК, или попытаться сохранить «иностранный сегмент»,

Уведомляем об участии в иностранных организациях

Статья 25. 14 НК РФ обязывает налоговых резидентов России — как частных, так и юридических лиц, — уведомлять свою налоговую инспекцию (по месту жительства или нахождения соответственно):

  • об участии в иностранных организациях (если доля участия превышает 10%);
  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (ИСБОЮЛ);
  • о КИК, которые они контролируют.

Уведомлять об участии в иностранных организациях (ИСБОЮЛ) или их учреждении необходимо не позднее 3-х месяцев с даты той или иной формы участия и (или) изменений долей. В этот же срок следует проинформировать налоговые органы при прекращении участия в иностранных организациях.

Юридические лица обязаны подавать такие уведомления исключительно подписанными квалифицированной электронной подписью, в электронном виде, по ТКС (иначе уведомление будет считаться не поданным), частные лица могут составить его в традиционной бумажной форме. Непредставление или представление недостоверных сведений об участии в иностранных организациях «стоит» 50 000 руб. по каждой организации единовременно (п. 2 ст. 129. 6 НК РФ).

Избежать санкций можно, вовремя подав уточненное уведомление.

Получить консультацию или заказать подготовку документов можно тут.

О чем налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы?

В соответствии с новым пунктом 3. 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25. 14 НК РФ:

  • о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10%);
  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);
  • о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3. 2 статьи 23 НК РФ иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (ст. 374 НК РФ), помимо обязанностей, предусмотренных статьей 23 НК РФ, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

Напомним, что согласно пункту 3 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Нормативное регулирование

09 ноября 2020 года принят Федеральный закон от 09. 2020 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанным законом в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) в 2020 году вносятся следующие изменения:

Изменение срока представления ежегодного Уведомления о КИК для физических лиц с 20 марта на 30 апреля

Срок представления в налоговый орган ежегодных Уведомлений о КИК для физических лиц изменен с 20 марта на 30 апреля — абз 2 п. 2 ст 25. 14 НК РФ. Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (те по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

Обращаю внимание, что данное изменение срока относится только к контролирующим лицам физическим лицам. Изменение срока унифицирует и тем самым упрощает администрирование ежегодных отчетных документов для физических лиц, которые помимо уведомления о КИК также должны ежегодно в случае получения ими доходов подавать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ (в срок до 30 апреля).

Для контролирующих лиц — организаций (т. для российских компаний, владеющих долей в КИК) срок ежегодного представления уведомления о КИК остался без изменений -20 марта каждого года — абз 2 п. 2 ст 25. 14 НК РФ (срок подачи декларации по налогу на прибыль — 28 марта). Напоминаю также, что в случае, если КИК-ом владеет российская организация, которой в свою очередь владеет физические лица налоговые резиденты России — Уведомления о участии и иностранной организации и ежегодные Уведомления о КИК подаются как от имени российской организации (прямое владение), так и от имени физического лица (косвенное владение).

также Налоговый календарь 2021 всех отчётных дат для физических и юридических лиц, связанных с владением зарубежными активами.

Обязанность физических лиц приложить к Уведомлению о КИК финансовую отчетность

Начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), физические лица обязаны приложить к Уведомлению о КИК копию финансовой отчетности КИК (и аудиторского заключения в отдельных случаях), подтверждающую размер прибыли (убытка) КИК — абз. 4 п. 5 ст. 15 НК РФ. Положение вступает в силу с 09. 2020, т. до 30 апреля 2021 года физические лица должны подать в налоговый орган Уведомление о КИК за 2020 год с приложением финансовой отчетности за 2019 фин. период КИК.

Контролирующие лица-организации обязаны приложить копию финансовой отчетности и аудиторского заключения (в отдельных случаях) к декларации по налогу на прибыль (подается в срок до 28 марта каждого года) — абз. 3 п. 5 ст. 15 НК РФ.

Напомню, что ранее контролирующие лица обязаны были приложить к соответствующей декларации (3-НДФЛ или по налогу на прибыль) финансовую отчетность только в случае превышения порогового значения прибыли в 10 млн руб. , в остальных случаях фин отчетность могла быть запрошена налоговым органом. Однако, в связи с участившейся во второй половине 2020 года практикой по запросу фин отчетности КИК со стороны налоговых органов (в качестве подтверждения НЕпревышения порогового значения прибыли КИК и как следствие — НЕпредставления декларации 3-НДФЛ) законодатель установил такую обязанность при подаче уведомлений о КИК.

Увеличение штрафа за НЕпредставление ежегодного Уведомления о КИК со 100 тыс руб. до 500 тыс руб.

В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 129. 6 НК РФ — НЕпредставление или несвоевременное представление, или указание недостоверных сведений в Уведомлении о КИК влечет наложение штрафа в размере 500 тыс руб. (ранее — 100 тыс руб. ) в отношении каждой КИК. Изменения вступают в силу с 09. 2020.

Какой штраф (100 тыс руб или 500 тыс руб) будет применяться после 09 декабря 2020 при подаче Уведомлений о КИК за 2017, 2018, 2019 годы

ВАЖНО! Примечание автора: Спорным является в настоящий момент вопрос о том, какой размер штрафа будет применяться, если в налоговый орган подать с пропуском срока Уведомления о КИК за 2017, 2018 и 2019 годы. Формально днем совершения правонарушения, выразившегося в непредставлении документов к определенному сроку, является день, следующий за последним днем срока, т. в описанном случае это 21 марта 2018, 21 марта 2019 и 21 марта 2020. Закон, ухудшающий положение налогоплательщика, НЕ имеет обратной силы. Все неустранимые сомнения в толковании норм НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика. НО на практике существует позиция налоговых органов, в соответствии с которой днем совершения налогового правонарушения является день обнаружения налоговым органом факта такого нарушения, т. день подачи всех уведомлений и следовательно будет существовать высокий риск применения ко всем уведомлениям нового штрафа в 500 тыс руб.

Рекомендую лицам, которые до настоящего момента НЕ подавали в налоговый орган Уведомления о КИК, но рассматривают такой сценарий —  во избежание споров подать уведомления о КИК за предшествующие годы в срок до 09 декабря 2020. В случае применения повышенных штрафов я буду готов оказать юридическое содействие в их оспаривании и обосновании применения в старом размере.

Новые штрафы за непредставление подтверждающих документов по КИК

Непредставление налоговому органу финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями влечет наложение штрафа в размере 500 тыс. руб. — п. ст 126 НК РФ

При этом, как мы видим, непредставление в налоговый орган вместе с Уведомлением о КИК документов, подтверждающих заявленную в таком уведомлении льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения НЕ установлено.

После применения налоговым органом штрафа за НЕприложение к Уведомлению о КИК фин. отчетности — налоговый орган вправе запросить ее у налогоплательщика — см ниже.

Штраф за НЕпредставление фин. отчетности по будущему запросу налогового органа

НК РФ дополнен новой статьей 25. 14-1. Истребование у налогоплательщиков — контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний , в соответствии с которой:

1) в случае НЕпредставления в налоговый орган финансовой отчетности КИК вместе с Уведомлением о КИК (абз. 4 п. 5 ст. 15 НК РФ)

2) в случае НЕпредставления в налоговый орган документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика указанные документы (в том числе аналогичные документы за три предшествующих календарных года). Запрашиваемые документы должны быть предоставлены налогоплательщиком в течение 1 месяца с даты получения соответствующего требования (т. срок на предоставление документов теперь установлен законодательно, и не будет изменяться в требовании). Запрашиваемые налоговым органом документы подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли КИК (напоминаю, что оценивается величина «прибыли/убытка ДО налогообложения) или заявленной в Уведомлении о КИК льготы. Примечание автора: «Т. приложить потребуется весь документ (всю финансовую отчетность с аудиторским заключением), но переводить потребуется ТОЛЬКО лист Отчета о прибылях и убытках. При этом, нет требования о нотариальном удостоверении такого перевода и об апостилировании документа».

В случае НЕпредставления финансовой отчетности или представления фин. отчетности с заведомо ложными сведениями (или документов, подтверждающих льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения) в течение 1 месяца после соответствующего запроса — налоговый орган вправе применить новую меру ответственности — штраф в размере 1 млн руб. — п. 1-1. ст 126 НК РФ.

Примечание автора: «Обращаю внимание, что даже после уплаты штрафа налоговый орган вправе направить налогоплательщику ПОВТОРНЫЙ запрос на предоставление финансовой отчетности и в случае непредставления — ПОВТОРНО оштрафовать на 1 млн руб. , т. каждый новый факт непредставления отчётности будет образовывать НОВЫЙ состав налогового правонарушения. С учетом 3-х летнего срока давности в случае непредставления фин отчетности, например, за 2019 фин период КИК — предъявить претензии по налогу за указанный фин период КИК будет невозможно только в 2024 году».

Если после получения требования о предоставлении документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения, налогоплательщиком было представлено уточненное уведомление о КИК БЕЗ указанной льготы — налогоплательщик НЕ подлежит привлечению к ответственности по указанной выше п. 1-1 ст 126 НК РФ. Примечание автора: «На практике наших клиентов часто возникали случае подачи в налоговый орган уведомлений о КИК с заявленными льготами при одновременном факте НЕпревышения прибыли КИК порогового значения 10 млн руб. за прошедший финансовый год. Обращаю внимание, что в таком случае в соответствии с п. 7 ст. 15 НК РФ — контролирующее лицо вправе НЕ учитывать такую прибыль при определении своей базы по соответствующему налогу (НДФЛ или по налогу на прибыль), а следовательно заявление льготы не требуется.

В соответствии с абз 2 п 1 ст. 14-1 НК РФ — финансовая отчетность и документы, подтверждающие льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения не могут быть истребованы у контролирующего лица — физического лица, который представил в налоговый орган уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК (за соответствующие периоды).

Новые штрафы вступают в силу с 09. 2020, т. применяются также начиная с Уведомления о КИК за 2020 год.

Фиксированная прибыль КИК, фиксированный налог на КИК 5 млн руб.

В соответствии с инициативой президента РФ Путина В. в 2021 году у владельцев КИК физических лиц появилась опция применить в отношении принадлежащих им КИК специальный налоговый режим, а именно уплачивать ежегодно фиксированный налог с КИК в размере 5 млн руб. БЕЗ предоставления в налоговый орган финансовой отчетности — ст. 227. НК РФ. это так называемый паушальный налог с КИК (налог на вмененный размер прибыли КИК).

Для применения данного режима — «налог с фиксированной прибыли КИК» (или тривиально «фиксированный налог с КИК») — необходимо представить в налоговый орган соответствующее уведомление. Указанное уведомление представляется в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик осуществляет уплату налога с фиксированной прибыли. При этом в отношении 2020 налогового периода (т. в первый раз) такое уведомление представляется в срок до 01. 2021 года.

  • выгодно, если прибыль КИК в 2019 финансовом периоде КИК (2020 налоговый период контролирующего лица) превысила 38.460.000 руб. (594.104 ДОЛЛ США, 530.467 ЕВРО, 465.459 Фунтов стерлингов), с учетом ставки НДФЛ 13%.
  • выгодно, если прибыль КИК в 2020 финансовом периоде КИК (2021 налоговый период контролирующего лица) превысит.000.000 руб., с учетом ставки НДФЛ 15% с 01.01.2021 года

Примечание автора: «Вмененный размер прибыли 38. 460. 000 руб. и 34. 000. 000 руб. установлен законодателем для целей указания данных величин в ежегодных декларациях 3-НДФЛ с возможностью декларировать и уплачивать фиксированный налог«.

  • налогоплательщик вправе НЕ готовить и  НЕ представлять в налоговый орган финансовую отчетность КИК и аудит к ней (в тч по запросам налогового органа)
  • указанный фиксированный налог в размере 5 млн руб. применяется в отношении ВСЕХ КИК, независимо от размера прибыли каждой их них
  • налогоплательщик обязан применять специальный режим в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный режим
  • налогоплательщик обязан применять специальный режимв течение 3 налоговых периодов,начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный, если такоеуведомление представлено в 2020 или в 2021 налоговом периоде
  • налогоплательщик НЕ вправе применить льготы, освобождающие нераспределенную прибыль КИК от налогообложения, предусмотренные ст.25.13-1. НК РФ
  • налогоплательщик обязуется уплачивать НДФЛ в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов БЕЗ возможности зачета уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн руб. (т.е. БЕЗ применения положений п.66 ст. 217 НК РФ), а также БЕЗ возможности зачета с иностранным налогом. Основанием для такого отказа является факт представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли — абз 3 п.1 ст. 232 НК РФ.

Если контролирующее лицо, применяющее уплату налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог), полностью утрачивает контроль над ВСЕМИ КИК (т. перестает являться «контролирующим лицом» по смыслу НК РФ) — оно освобождается от обязанности по уплате фиксированного налога, начиная с налогового периода, в котором контролирующее лицо утратило контроль над ВСЕМИ КИК.

При повторном переходе на специальный налоговый режим лицом, которое ранее использовала такой режим, указанное лицо обязано уплачивать налог с фиксированной прибыли в течение будущих 5 налоговых периодов.

Контролирующее лицо вправе отказаться от применения налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог) путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления, но не ранее чем по прошествии 5-ти (3-х) налоговых периодов с момента начала применения такого режима. Указанное заявления подается в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого физическое лицо намерено отказаться от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК — абз 2 п. 4 ст 227. НК РФ. Примечание автора: «Например, заявление о применении налога с фиксированной прибыли представлено в налоговый орган до 01 февраля 2021 года, в 2022 году контролирующее лицо приняло решение отказаться от применения данного налогового режима, в таком случае соответствующее уведомление об отказе от применения режима должно быть подано в срок до 31 декабря 2023 года (с учетом обязанности применения режима в течение 3-х налоговых периодов».

Если в НК РФ вносятся изменения, приводящие к увеличению размера налога с фиксированной прибыли КИК (т. налог становится больше 5 млн руб. ) — контролирующее лицо вправе подать заявление об отказе от применения данного режима ДО истечения 5-ти (3-х) налоговых периодов. Указанное уведомление подается в налоговый орган в срок до 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого в НК РФ внесены изменения, приводящие к увеличению размере налога с фиксированной прибыли КИК — абз 3 п. 4 ст 227. НК РФ.

Фиксированный налог в размере 5 млн руб. с прибыли КИК — вопрос в настоящее время спорный и целесообразный для применения исключительно владельцами крупного бизнеса, во всех остальных случаях целесообразность его применения необходимо однозначно рассчитывать индивидуально.

В апреле 2021 года ФНС РФ выпустила разъяснения, которые могут быть интересными для лиц, перешедших или планирующих перейти на новый специальный режим:  Письмо ФНС РФ от 5 апреля 2021 Об администрировании физических лиц, перешедших на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В письме рассматриваются следующие вопросы:

Переход на новый режим уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, порядок и сроки его применения

Обязанности налогоплательщиков, перешедших на новый режим
2. Особенности представления уведомления о КИК и подтверждающих документов для налогоплательщиков, перешедших на новый режим уплаты НДФЛ
2. Особенности представления налоговой декларации по НДФЛ для налогоплательщиков, перешедших на новый режим уплаты НДФЛ
2. Особенности уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК для налогоплательщиков, перешедших на новый режим
2. Особенности зачета убытка КИК для налогоплательщиков, перешедших на новый режим

Ответственность за налоговые правонарушения

Из перечня доходов/расходов, подлежащих корректировке в соответствии с п. 3 ст. 309. НК РФ при определении прибыли КИК, исключены доходы/расходы от реализации деривативов

Напомню, что при определении прибыли КИК в соответствии с ее фин отчетностью НЕ учитываются доходы/расходы:
— от переоценки и (или) обесценения долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов
— в виде сумм прибыли (убытка) дочерних организаций (за исключением дивидендов)
— в виде сумм расходов/доходов на формирование/восстановление резервов

В случае, если в течение финансового периода КИК была продажа (реализация) ценных бумаг — прибыль КИК для целей НК РФ необходимо корректировать в соответствии с п. 3 и п. 309. НК РФ. С 09 ноября 2020 года в соответствии с изменениями в НК РФ из состава таких корректируемых доходов/расходов при реализации исключены производные финансовые инструменты (деривативы), т. доход /расход от их реализации учитывается «как есть» в финансовой отчетности. Указанное изменение вступило в силу с 09. 2020, т. по новым правилам необходимо корректировать финансовую отчетность за 2019 год (прибыль которой учитывается в 2020 году, в котором внесены изменения).

Таким образом, прибыль/убыток от переоценки деривативов продолжает НЕ учитываться при определении величины прибыли КИК, а прибыль/убыток от реализации деривативов с 09. 2020 НЕ подлежит корректировке в соответствии с НК РФ.

Лишь при определенных условиях (а не автоматически!) прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ

Презюмируется, что прибыль КИК — это почти что доход бенефициара и с него нужно уплатить налог в России.

При этом налог, уплаченный самой иностранной компанией со своей прибыли на территории государства своего резидентства, подлежит вычету из налога, уплачиваемого бенефициаром с ее прибыли в России. То есть, суммарно налоговая нагрузка с нераспределенной прибыли КИК, учитываемой в доходах российского бенефициара — физического лица, составит 13-15 %.

Если такая прибыль уже была выплачена в форме дивидендов, то с этой суммы налог повторно не уплачивается. Справедливости ради законодатель предусмотрел, что если дивиденды будут выплачены после налогообложения прибыли КИК, например, в следующем году, то налога у физического лица с этой суммы также не будет.

Таким образом, прибыль КИК облагается у бенефициара однократно.

Однако, как мы отметили, не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению в РФ.

Прибыль контролируемой компании освобождается от налогообложения в Российской Федерации, если вы попадаете под одну из двух ситуаций.

Ваша КИК находится в государстве, с которым Российская Федерация подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения и при этом эффективная ставка налогообложения прибыли по месту регистрации КИК выше 75 % средневзвешенной ставки налога на прибыль в РФ.

Это касается, в первую очередь, дивидендов (облагаются по налоговой ставке, применимой к дивидендам), а также прибыли КИК за вычетом распределяемых дивидендов и дивидендов, полученных КИК (далее — основные доходы).

КИК также избежит налогообложения в России, если является активной, активной холдинговой или активной субхолдинговой компанией.

Желающие подробнее узнать критерии активных холдинговых и активных субхолдинговых компаний могут заглянуть в пп. 3-6 ст. 13-1 НК РФ.

Скорее вас заинтересует «активная компания». Ею будет та, доля пассивных доходов которой (дивиденды, проценты, роялти, доходы от продажи акций и реализации недвижимого имущества, доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских и прочих подобных услуг) не превышает 20 %. От обратного, 80 % и более ее доходов должны быть получены от торговой или производственной деятельности.

При этом требование о наличии Соглашения об избежании двойного налогообложения отсутствует. Это значит, что независимо от места регистрации, прибыль такой компании НЕ облагается у бенефициара.

В Дании ставка по налогу на прибыль составляет 34 %, что в принципе выше российской ставки по налогу на прибыль организаций. Эффективная ставка налога на дивиденды в Дании составляет 10 %, что также больше 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в виде дивидендов в России (9,75 %). Таким образом, на любые доходы Датских компаний не распространяется порядок налогообложения, предусмотренный поправками о КИК.

На Кипре эффективная ставка по налогу на прибыль составляет 12,5 %. Поэтому прибыль контролируемой кипрской компании может быть освобождена от налогообложения в России только при условии, что компания ведет активную (например, торговую) деятельность.

Также действует лимит по размеру прибыли КИК, при соблюдении которого она не облагается в России.

Так, независимо от соблюдения перечисленных выше условий прибыль КИК не включается в налогооблагаемые доходы контролирующего лица — резидента РФ, если не превышает 10 млн. руб. 7 ст. 15 НК РФ).

Если в наличии несколько иностранных компаний, то лимиты по размеру прибыли определяются по каждой из них отдельно.

Что делать, если эти условия соблюдаются и прибыль КИК освобождается от налогообложения в России?

Подавать ежегодные уведомления о наличии КИК, финансовую отчетность КИК, аудиторское заключение и документы об основаниях освобождения ее прибыли в России.

Платить НДФЛ после фактического распределения дивидендов.

Определившись со стандартным порядком налогообложения прибыли КИК, вернемся к налогу с фиксированной прибыли. Когда он становится выгодным?

Как прибыль КИК учитывается при налогообложении?

Прибылью (убытком) КИК признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309. 1 НК РФ (об особенностях, предусмотренных данной статьей, будет сказано ниже).

Согласно пункту 2 статьи 25. 15 НК РФ, прибыль КИК приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 25. 15 НК РФ, прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика – контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении прибыли, а в случае, если такое решение не принято по 31 декабря года, на который приходится конец периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, — на конец соответствующего периода.

Прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность.

Прибыль КИК, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица, уменьшается на величину прибыли, распределенной в пользу контролирующих лиц такой структуры и (или) в пользу участников (пайщиков или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей. При этом такое уменьшение возможно в случае, если с указанной суммы контролирующими лицами, участниками (пайщиками или иными лицами) либо иными выгодоприобретателями уплачена соответствующая сумма налога.

Если по итогам периода, за который в соответствии с личным законом компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, у иностранной организации отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине установленной личным законом такой организации обязанности направления этой прибыли на увеличение уставного капитала, такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика контролирующего лица.

Согласно абзацу 1 пункта 1 ст. 309. 1 НК РФ, прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, если в соответствии с ее личным законом эта финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, при условии, что постоянным местонахождением этой контролируемой иностранной компании является иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309. 1 НК РФ.

В случаях, не указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 309. 1 НК РФ, прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная по правилам, установленным главой 25 НК РФ, без учета особенностей, предусмотренных статьей 309. 1 НК РФ (за исключением положения абзаца 3 пункта 2 статьи 309. 1 НК РФ – о подтверждении суммы прибыли КИК «иными документами» — выписками с расчетных счетов, первичными документами).

Таким образом, Закон предусматривает два варианта определения прибыли КИК:

Первый – в случае, когда компания обязана подавать аудированную финансовую отчетность, а с государством этой компании имеется соглашение об избежании двойного налогообложения. В этом случае прибыль определяется по данным такой отчетности, составленной в соответствии с личным законом (то есть правом страны регистрации) компании с учетом особенностей, предусмотренных ст. 309. 1 НК РФ;

Второй – в иных случаях. Тогда прибыль КИК будет определяться по общим правилам главы 25 НК РФ на основании предоставленных налогоплательщиком «иных документов, позволяющих определить сумму прибыли»

Согласно пункту 11 ст. 309. 1 НК РФ, сумма налога, исчисленного в отношении прибыли КИК за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством РФ, а также налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой КИК в РФ.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у РФ с государством (территорией) действующего международного договора РФ по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

Закон предусматривает возможность зачета сумм налогов, уплаченных в государстве регистрации компании (или удержанных в РФ при выплате в адрес компании) при исчислении суммы налога в отношении прибыли КИК.

Необходимые определения

Ключевое понятие — это налоговый резидент, т. частное лицо (не обязательно гражданин!), которое проводит в пределах российских границ 183 и более календарных дней в течение следующих подряд 12-ти месяцев. В случае если срок вашего пребывания в России менее этого порога, то дальше можно не читать, российским налоговым резидентом вы не являетесь.

Зарубежные активы — это ценности разного плана, от движимого и недвижимого имущества до долей участия в проектах, — которыми владеет российский налоговый резидент.

Зарубежные счета (вклады) — это счета (вклады), размещенные в банках и иных финансовых структурах, расположенных за пределами Российской Федерации.

Контролируемая иностранная компания (КИК) — это компания за рубежом, чьим контролирующим лицом выступает налоговый резидент РФ. Внимание: КИКом может являться и то, что не считается юридическим лицом (партнерства, трасты, паевые фонды, фонды, различные формы коллективных инвестиций, товарищества и т.

Контролирующее лицо — физическое или юридическое лицо, одновременно выступающее и налоговым резидентом РФ, и владельцев (участником) зарубежной компании. Ключевое значение имеет наличие у него определенной доли участия, в том числе и косвенного, и номинального. В общем случае доля должна составлять более 25%. Если имеет место совместное владение с супругом и детьми (не достигшими совершеннолетия), то доля должна превышать 10%, при условии, что в этой компании более 50% долей принадлежит российским налоговым резидентам. Контролирующим лицом считается и родитель, который управляет организацией в интересах ребенка, и супруг, выступающий от имени супруга.

Практика показывает, что любое лицо может быть признано контролирующим, пусть даже не подпадающее под вышеописанные критерии, но фактически управляющее КИК (например, тот, кто принимает решение по поводу распределения прибыли, либо оказывает влияние на лицо, принимающее такое решение).

Да и любая зарубежная фирма, в которой россиянин выступает как единственный:

  • акционер;
  • бенефициар;
  • номинальный акционер,

априори рассматривается как КИК. Признать себя контролирующим лицом можно и самостоятельно (п. 13 статьи 25. 13 НК РФ).

Какие лица признаются «контролирующими лицами» организации?

Согласно пункту 3 статьи 25. 13 НК РФ, контролирующим лицом организации (включая иностранную структуру без образования юридического лица) признаются следующие лица:

  • физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;
  • физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц – включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.

Доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется согласно ст. 105. 2 НК РФ. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

Статья 105. 2 НК РФ устанавливает следующий порядок определения доли участия.

Доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.

Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей — непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.

Долей косвенного участия одной организации в другой организации признается доля, определяемая в следующем порядке:

  • определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
  • определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
  • суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации учитываются в судебном порядке.

Правила, предусмотренные статьей 105. 2 НК РФ, применяются также при определении доли участия физического лица в организации.

Таким образом, законодатель повысил (по сравнению с первоначальным законопроектом) процентный порог владения иностранной компанией для признания контролирующим лицом до 25%. Однако, если компанией владеют несколько резидентов РФ, и суммарная доля их участия в компании составляет более половины, то для признания лица контролирующим будет достаточно доли от 10%.

ВАЖНО: На переходный период до 1 января 2016 года доля участия лица в организации для признания такого лица контролирующим будет составлять 50%.

Однако контролирующим лицом организации может быть признана и лицо, не отвечающее признакам, указанным выше, но осуществляющее контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 13 НК РФ). Таком образом, Закон не ограничивает понятие «контроля» лишь определенной долей участия в компании.

Что понимается под «осуществлением контроля»?

Осуществлением контроля над организацией признается

оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода)

после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.

Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения между ее участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) либо иными бенефициарами в силу законодательства иностранного государства или договора.

Как следует из пункта 5 статьи 25. 13 НК РФ, контроль над организацией может иметь место не только в силу прямого или косвенного участия в ней, но и иных вариантов оказания влияния на принятие решений, касающихся прибыли организации. Такие обстоятельства, как участие в договоре, предметом которого является управление этой организацией (например, соглашение об оказании услуг номинального директора); отношения в рамках трастового соглашения (декларации), в соответствии с которым акциями компании владеет номинальный акционер в пользу и в интересах определенного лица – бенефициара; отношения в рамках генеральной доверенности, выданной компанией определенному лицу, и др. – также могут явиться основанием для признания лица контролирующим.

В результате, контролирующими лицами могут считаться не только титульные владельцы акций (долей) компании, но и бенефициарные владельцы, осуществляющие над ней контроль тем или иным образом.

В каких случаях выгодно уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК?

Главное преимущество применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: Контролирующему лицу не надо представлять финансовую отчётность и аудиторское заключение по каждой из своих КИК, т. налицо экономия административных ресурсов.

Отсутствуют и риски получить штраф до 1,5 млн. руб. за непредоставление этих документов по каждой КИК.

Финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней являются стандартными документами в большинстве иностранных государств, поэтому каждому бенефициару решать — сложно ли их предоставить.

Главный недостаток применения режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК: уплаченный налог с фиксированной прибыли нельзя зачесть при последующем распределении дивидендов в адрес физического лица, т. фактически будет происходить двойное налогообложение части прибыли, распределяемой в адрес физического лица.

Для ответа на вопрос о целесообразности режима «фиксированной прибыли» в конкретной ситуации следует отталкиваться от того, насколько прибыльна КИК и как бенефициар планирует распоряжаться прибылью:

А) Если вся прибыль КИК распределяется в виде дивидендов контролирующему лицу, то экономического смысла в уплате налога с фиксированной прибыли КИК нет.

Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также ~ 15 млн, при этом его можно будет уменьшить на налог у источника, уплаченный в стране регистрации КИК.

Б) Если бенефициар планирует длительное время реинвестировать эту прибыль (как минимум 3 года или 5 лет — в зависимости от того, в течение какого времени обязан применять режим), а не распределять дивиденды, то можно задуматься об уплате налога с фиксированной прибыли КИК.

Так, при условной прибыли с единственного КИК в 100 млн рублей налогоплательщик заплатит ~ 5 млн. рублей НДФЛ при применении режима фиксированной прибыли. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ составит ~ 15 млн. рублей, при этом его можно будет уменьшить на налог, уплаченный в стране регистрации КИК.

В) Если КИК ведет активную деятельность, то с ее прибыли по общим правилам налог в России не уплачивается. Поэтому фиксированный налог — это также лишь способ оградить компанию от внимания со стороны российский контролирующих органов. При последующем распределении дивидендов необходимо будет уплатить НДФЛ.

Г) Если у бенефициара много КИКов, то уплата фиксированного налога может сэкономить время и административные затраты на подготовку отчетности. В этом случае это может быть «отступным» платежом, освобождающим от рутинной бумажной работы.

Д) Если КИК убыточна (убыточны), то убытки нельзя зачесть в период применения налога с фиксированной прибыли, но можно учесть в будущем, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик отказался от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. В то же время, для учета таких убытков все равно придется составлять финансовую отчетность, чтобы их подтвердить.

Вправе ли иностранная организация самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ?

Если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения, а также статьей 246. 2 НК РФ, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым имеется действующий международный договор РФ по вопросам налогообложения, и осуществляющая деятельность в РФ через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ, а также (в случае, если иностранная организация ранее самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ) отказаться от статуса налогового резидента РФ.

В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, при соблюдении иностранной организацией положений НК РФ и иных нормативных правовых актов РФ в отношении налоговых резидентов РФ указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании статьи 25. 13 НК РФ.

В этом случае иностранная организация уведомляет налоговый орган по месту постановки на учет обособленного подразделения о признании себя налоговым резидентом РФ, а также об отказе от статуса налогового резидента РФ в порядке, определяемом Министерством финансов РФ, по форме, утверждаемой ФНС России.

Таким образом, законодатель предлагает альтернативу – вместо выполнения правил о КИК в отношении иностранной компании – признать такую компанию налоговым резидентом РФ (при условии, что она действует в РФ через обособленное подразделение) и уплачивать налоги в России согласно нормам НК РФ, установленным для резидентов РФ.

Какие доходы учитываются при определении прибыли КИК?

При определении прибыли КИК для целей НК РФ учитываются следующие доходы этой компании:

  • дивиденды, полученные этой иностранной компанией;
  • доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;
  • доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;
  • доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
  • доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (производными финансовыми инструментами);
  • доходы от реализации недвижимого имущества;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением доходов от предоставления в аренду или субаренду морских или воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
  • доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • доходы от услуг по предоставлению персонала;
  • иные доходы, аналогичные доходам, указанным в подпунктах 1 – 11;
  • прочие доходы.

При этом доходы, указанные в подпунктах 1 – 12 признаютсядоходами от пассивной деятельности, а доходы, указанные в подпункте 13, признаются доходами от активной деятельности.

С 2021 года физические лица, имеющие одну или несколько КИК, могут снять с себя обязанность по раскрытию финансовой отчетности своих иностранных компаний, не обосновывать размер полученной ими прибыли, а уплачивать налог с «фиксированной прибыли». Своеобразный патент для КИК.

Суть режима заключается в следующем:

  • Ежегодно физическое лицо подает только уведомление о своих КИК (без финансовой отчётности, аудиторского заключения, без каких-либо дополнительных документов).
  • При этом необходимо уплатить налог с фиксированной прибыли. С 2021 года фиксированная прибыль составляет 34 млн рублей за все КИК, т.е. НДФЛ к уплате с такой прибыли составит ~ 5 млн.руб.
  • Применять данный режим налогоплательщик обязан непрерывно в течение минимум пяти лет или в течение минимум трех лет, если налогоплательщик перейдет на данный режим в 2021 году.

В течение указанных пяти или трех лет можно прекратить применять режим налогообложения фиксированной прибыли КИК только в ситуациях, когда налогоплательщик перестал быть контролирующим лицом в отношении всех своих КИК либо если размер фиксированной прибыли будет увеличен в законодательном порядке.

Уплата налога с фиксированной прибыли КИК:

  • не освобождает контролирующее лицо от уплаты НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
  • не зачитывается в счет этого НДФЛ при последующем распределении дивидендов КИК;
  • не дает возможность зачесть в счет НДФЛ с дивидендов КИК налоги, уплаченные в стране регистрации КИК.

Чтобы стало совсем понятно, рассмотрим стандартный порядок уплаты налогов с прибыли КИК.

Уведомление о КИК

Важное замечание: подавать уведомление об участии в иностранных организациях придется вне зависимости от того, подпадают они под понятие КИКа или нет.

Если иностранная фирма является еще и КИК, то подавать следует два уведомления. В отличие от вышеописанного уведомления, в данном случае надо посматривать на календарь, поскольку закон устанавливает конкретные даты для подачи уведомлений:

  • организациине позднее 20 мартагода следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК, либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК;
  • физические лицане позднее 30 апрелягода, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК, либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК.

Форма подачи и адресат уведомлений те же, что и при подаче уведомлений об участии в иностранных организациях. Санкции за непредставление или представление недостоверных сведений в случае КИК весьма серьезны: 500 000 руб. по каждой КИК (п. 1 ст. 129. 6 НК РФ).

Чтобы избежать вызовов «для уточнения сведений» и прочих претензий налоговиков, не следует ограничиваться представлением одних уведомлений. В частности, в пакет по КИК целесообразно включать документы по финансовой отчетности, заключение аудитора, 3-НДФЛ и т.

Специалисты WhiteRock проконсультируют по вопросу обязательных приложений и их корректному оформлению.

Может ли налоговый орган признать налогоплательщика, не направившего уведомление, контролирующим лицом иностранной организации?

Да (пункт 5 ст. 13 и пункты 8-12 ст. 14 НК РФ).

При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами РФ, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но такое лицо не направило в налоговый орган уведомление, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить в течение 20 дней необходимые пояснения или представить уведомление в установленный налоговым органом срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно фактов, изложенных в требовании налогового органа, вправе одновременно с пояснениями дополнительно представить в налоговый орган документы, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации.

Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), должностное лицо налогового органа направляет этому налогоплательщику уведомление о контролируемых таким лицом иностранных компаниях для признания такого лица контролирующим.

Лицо, которому было направлено указанное уведомление, вправеоспорить данное уведомление в суде в течение 3 месяцев с даты получения уведомления. При этом указанное лицо уведомляет налоговый орган о таком факте в течение 3 дней с момента подачи в суд соответствующего заявления.

До вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения заявления об оспаривании уведомления, лицо, которому было направлено уведомление, не может быть признано контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) для целей НК РФ.

В случае, если лицо не оспорило направленное в его адрес уведомление о контролируемых им иностранных компаниях, такое лицо по истечении 3 месяцев с даты получения указанного уведомления считается признавшим себя контролирующим лицом иностранной компании. При этом на указанное лицо распространяются положения НК РФ в отношении контролирующих лиц.