ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

53) Заполните таблицу.

Способ распространения плодов и семян
Название растения
Приспособление к распространению

Ветер
Ива, тополь, осина, клен
легкие семена покрыты пушистыми волосками, крыловидные выросты

Вода
Ольха, кокосовая пальма, водные растения
легкие или не тонущие семена, растения растут вблизи водоемов

Саморазбрасывание
горох, фасоль, акация, виола
особое строение створок, раскрывающиеся, скручивающиеся

Животные, человек
лопух, подорожник, черника
острые зубчики, крючки

54) Решите кроссворд № 1.

Помогите пожалуйста заполните таблицу биология 6 класс!

: ))).

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

На этой странице находится вопрос Помогите пожалуйста заполните таблицу биология 6 класс?, относящийся к категории
Биология. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Биология. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

Закончите заполнение схемы «Классификация плодов»

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Сухие: ореховидные и коробочковидные

Сочные: ягодовидные и костянковидные

Выполните лабораторную работу «Классификация плодов» (см. 72 учебника). По результатам работы заполните таблицу

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Пользуясь памяткой (см. 73 учебника), проведите сравнение любых двух плодов, изученных вами при выполнении лабораторной работы «Классификация плодов»

Костянка и зерновка схожи тем, что у них одно семя, а различаются они тем, что костянка — это сочный плод, имеет тонкую кожицу и мякоть с одеревеневшим внутренним слоем околоплодной ткани, а зерновка — это сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой.

124) Заполните таблицу «Растения семейства Паслёновые».

Название растенияФормула цветкаТип плода
КартофельЧ5Л5Т5П1ягода
ТоматЧ5Л5Т5П1ягода
ПетунияЧ5Л5Т5П1коробочка

125) Заполните таблицу «Растения семейства Мотыльковые (Бобовые)».

Название растенияФормула цветкаТип плода
Горох↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1боб
Люпин↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(10)+1П1боб
Фасоль↑Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1боб

126) Заполните таблицу «Растения семейства Сложноцветные (Астровые)».

Название растнеияСтроение цветков в соцветии Тип плода
Бодяк полевойкорзинка образована только трубчатыми цветкамисемянка
ОдуванчикЛ(5)Т(5)П1семянка
Василек синийЛ(5)Т(5)П2семянка
Подсолнечникв корзинке до 1000 цветков. По краю расположены ложноязычковые цветки без тычинок и пестиков. В центре трубчатые цветкисемянка

Выполнив лабораторную работу «Строение клубня», на рисунке соедините стрелками соответствующие части побега и клубня

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

1 – пробка

2 – луб

3 – древесина

4 – сердцевина

Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля. На рисунке подпишите соответствующие слои

Вывод: клубень – это видоизмененный побег, его внутреннее строение соответствует внутреннему строению стебля и имеет аналогичные слои

Выполните лабораторную работу «Строение луковицы». На рисунке подпишите ее основные части

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

1 – наружная чешуя

2 – видоизмененные листья

3 – почки

4 – донце

5 – придаточные корни

Вывод: луковица – это видоизмененный побег, так как имеет внутреннее строение, соответствующее почке

Заполните таблицу «Функция видоизмененных побегов»

Корневище – запасание питательных веществ, вегетативное размножение

Клубень – запасание питательных веществ, вегетативное размножение

Луковица – запасание питательных веществ, вегетативное размножение, защита почек

Колючки – защита от поедания животными

Клубнелуковица – защита почек сухими чешуями, вегетативное размножение

127) Заполните таблицу «Растения семейства Лилейные».

Название растенияФормула цветкаТип плода
Тюльпан*О3+3Т3+3П1многосемянная коробочка
Лук*О5Т5П1коробочка
Ландыш*О5Т5П1ягода

128) Выполнив лабораторную работу «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» (см. 173 учебника), запишите её результаты.

Ответ:Корневая система — мочковатая. Стебель — соломина с узлами. Лист — узкий, длинный, параллельное жилкование. Соцветие — сложный колос. Цветок — имеет по 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, 3 тычинки и 1 пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Формула цветка — ↑ О(2)+2Т3П1 Плод — зерновка.

129) Заполните таблицу «Характерные особенности семейств цветковых растений».

Название семействаСтроение цветкаТип плодаДругие особенности
Крестоцветные *Ч4Л4Е4+2П1стручок или стручочек корневые системы стержневые
Мотыльковые*Ч5Л1+2+(2)+1П1 боб усваивают атмосферный азот
Розоцветные *Ч5Л5Т∞П1многоорешек, костянка, яблокоплодовидные 
Паслёновые *Ч(5)Л(5)Т5П1ягода, коробочкав основном это травы 
Сложноцветные*Л(5)Т(5)П1 семянкацыеты собраны в соцветия- корзинки 
Лилейные*О6Т6П1 коробочка или ягодалуковицы многолетние 
Злаки↑О(2)+2Т3П1 зерновкастебель — соломка( пустой внутри)

130)  Выпишите цифры, под которыми указаны признаки, характерные для соответствующего семейства.

Ответ:Крестоцветные: 2, 3, 5, 14 Пасленовые: 2, 3, 7, 11, 12 Злаки: 1, 4, 9.

Орган — это обособленная часть тела, состоящая из тканей и клеток и выполняющая определенные функции

Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Заполните таблицу «Органы цветкового растения»

1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют

2) Нарисуйте схему этой системы

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем называют

4) Нарисуйте схему этой системы

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Напишите, у каких растений:

а) стержневая корневая система

у двудольных (горох, дуб, абрикос)

б) мочковатая корневая система

рис, пшеница, лук

Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Заполните таблицу «Особенности строения корня растения»

Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней, изображенные на рисунке. Заполните таблицу

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, ообзначенные цифрами

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Рассмотрите рисунок. Подпиите части стебля, обозначенные цифрами

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Заполните таблицу «Строение стебля»

Почка — это зачаточный побег

Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Рассмотрите рисунок. Какой лист изображен на рисунке. Подпишите части листа, обозначенные цифрами

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Простые листья: 1, 2, 4, 6, 7, 8,

Сложные листья: 3, 5, 9, 10

В листе происходят сложные процессы дыхания, образования питательных веществ и испарения воды. У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса — защиту, усики гороха — опору

Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки зеленым, венчики — желтым, и т

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Соцветие — это группа мелких цветков

В чем заключается биологическое значение соцветий?

Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. то повышает вероятность опыления насекомыми

Заполните таблицу «Типы соцветий»

Заполните схему «Классификация плодов»

Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Напишите, какие растения относят к однодольным, а какие — к двудольным

Однодольные: кукуруза, пшеница, лук

Двудольные: капуста, горох, одуванчик

Заполните схему «Органы покрытосеменных растений»

Страница 49 из 54

Страница 190 § 48. Плоды

Что такое цветок?

Это видоизменённый укороченный побег, который служит для семенного размножения растений.

Перечислите главные части цветка.

Главные части цветка это пестик и тычинка. Также в состав цветка входит околоцветник, цветоложе и цветоножка.

Какое строение имеет завязь цветка?

Завязь — это утолщенная часть пестика с замкнутой полостью внутри. В гнёздах завязи находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Что такое соцветие?

Соцветия — это группы цветков, расположенные близко один к другому в определённом порядке.

Страница 195. Моя лаборатория. Классификация плодов

Рассмотрите имеющиеся у вас плоды.

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

На основе анализа (см. 186) разделите плоды на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

Сочные плоды: финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат. Сухие плоды: грецкий орех, жёлудь, горох, земляника, подсолнечник, мак, пшеница, редис. Односемянные сочные: финики (ягода), слива (костянка). Многосемянные сочные: яблоко (яблоко), дыня (тыквина), ежевика (костянка), апельсин (гесперидий), томат (ягода). Односемянные сухие: жёлудь (жёлудь), подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), грецкий орех (орех). Многосемянные сухие: горох (боб), земляника (многоорешек), мак (коробочка), редис (стручок).

Какие приспособления имеются для распространения плодов?

Пушистые волоски, парашютики, крыловидные выросты для распространения ветром. Плоды, которые не тонут — для распространения водой. Саморазбрызгивание. Зубчики и крючки для распространения животными.

Заполните таблицу в рабочей тетради.

Название плода
Тип плодаКакие растения имеют такой плод
Сочный или сухойОдносемянной или многосемянной

ЯгодаСочныйОдносемяннойБарбарис, финиковая пальма
ЯгодаСочныйМногосемяннойСмородина, клюква, черника, томат, виноград
ЯблокоСочныйМногосемяннойЯблоня, айва, груша
ТыквинаСочныйМногосемяннойТыква, арбуз, огурец, дыня
Гесперидий (померанец)СочныйМногосемяннойЛимон, апельсин, грейпфрут, лайм, мандариновое дерево
КостянкаСочныйОдносемяннойВишня, слива, абрикос, черёмуха
МногокостянкаСочныйМногосемяннойБузина, крушина, ежевика
ОрехСухойОдносемяннойЛещина, фундук, миндальное дерево, гречиха
МногоорешекСухойМногосемяннойЛютик, садовая земляника
ЖёлудьСухойОдносемяннойДуб
СемянкаСухойОдносемяннойПодсолнечник
ЗерновкаСухойОдносемяннойПшеница, кукуруза
БобСухойМногосемяннойфасоль, горох, бобы, акация
СтручокСухойМногосемяннойСурепка, капуста, редис, репа, брюква, редька, левкой
КоробочкаСухой МногосемяннойЛён, хлопчатник, мак, фиалка, табак, тюльпан

Сделайте выводы. Результаты изучения плодов обсудите с учащимися класса.

Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные. У них встречаются приспособления для распространения по воздуху, воде, с помощью животных и саморазбрызгивания.

Вопросы

Каково происхождение и строение плодов?

Плод — это новый этап развития цветка. После того, как цветок отцвёл происходит образование плода с семенами растения. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник развивается из разросшихся и видоизменившихся стенок завязи, а семена образуются из семязачатков.

По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные, сухие и сочные?

В зависимости от того, сколько пестиков было в цветке из которого развился плод, различают простые и сборные (сложные) плоды. Простые плоды развиваются из цветков с одним пестиком, а сборные — из цветков с несколькими пестиками. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сухие и сочные плоды. Созревшие сочные плоды имеют сочную мякоть, а созревшие сухие плоды не имеют сочной мякоти.

Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?

К сочным плодам относится малина, клубника, черника, смородина, брусника, арбуз, огурец, лимон, апельсин, яблоко, груша, слива, абрикос, вишня, помидоры и многие другие плоды. Сочные плоды бывают у ягодных растений (клюква, черника, смородина, помидор, виноград), гесперидий или померанцев (лимонное дерево, апельсиновое дерево), тыквин (дыня, арбуз, огурец), костянок (слива, абрикосовое дерево, вишня), а также растений с плодами яблоко (яблоня, груша, айва).

Чем отличается ягода от костянки?

Ягода и костянка отличаются тем, что у костянки помимо мякоти и тонкой кожици есть ещё и одеревеневший внутренний слой околоплодника, внутри которого находится семя.

Какие сухие плоды вы знаете?

К сухим плодам относятся орехи, жёлуди, семянки, зерновки, бобы, стручки и коробочки.

Чем отличается боб от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?

Бобы и стручки отличаются тем, что у бобов семена располагаются на створках плода, а у стручка — на перегородке плода.

ПОДУМАЙТЕ! Какова роль плодов в жизни растений?

Важнейшие функции плода в жизни растений — защита и распространения семян, то есть сохранение вида и увеличение численности представителей данного растения.

Страница 14 из 34

Ответы к § 13. Плоды

Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

Односемянные: финики (ягода), слива (костянка). Многосемянные: яблоко (яблоко), дыня (тыквина), ежевика (костянка), апельсин (гесперидий), томат (ягода).

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

Односемянные: жёлудь (жёлудь), подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), грецкий орех (орех). Многосемянные: горох (боб), земляника (многоорешек), мак (коробочка), редис (стручок).

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Заполните таблицу «Типы плодов».

По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные; сухие и сочные?

Чем ягода отличается от костянки?

Чем боб отличается от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?

К какому виду плодов можно отнести орехи, жёлуди? Почему?

Орехи и жёлуди относятся к односемянным, нераскрывающимся, сухим плодам, поскольку после созревания они не имеют сочной мякоти.

Подумайте

Пользуясь памяткой последовательности действий, проведите сравнение 3—4 плодов.

Сравнение плода гороха и финиковой пальмы

Сравним плоды финиковой пальмы и гороха.

Рассмотрим, как выглядят эти плоды, если их разрезать пополам.

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

Выделим существенные признаки этих плодов:

— финик — сочный, односемянной плод, который классифицируется как ягода;- горох — сухой многосемянной плод, который классифицируется как боб.

Сопоставим сравниваемые объекты по одним и тем же признакам:

И финики, и горох являются съедобными плодами.

финики являются сочными плодами, а горох — сухим;у финика плод содержит одно семя, а у гороха их несколько;финики классифицируются как ягоды, а горох — как бобы.

Сравнение плода ежевики и земляники

Сравним плоды ежевики и земляники

ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 48 Плоды

ежевика — сборный (сложный), сочный, многосемянной плод, который классифицируется как многокостянка;земляника — сборный (сложный), сухой , многосемянной плод, который классифицируется как многоорешек.

и ежевика, и земляника являются съедобными плодами;и ежевика, и земляника являются сборными (сложными) плодами;и ежевика, и земляника являются многосемянными плодами.

Ежевика это сочный плод, поскольку у неё вокруг каждого семени есть мягкий околоплодник, а земляника — это сухой плод, поскольку её семена не окружены мягким околоплодником, а просто лежат на разросшемся сочном цветоложе. Ежевика классифицируется как многокостянка, а земляника — как многоорешек.

Выясните, на каких растениях, растущих в вашем районе, ещё висят плоды. Определите, к какому типу эти плоды относятся.

В начале декабря в нашем регионе ещё висят на деревьях плоды рябины. Плод рябины — это шарообразное сочное яблоко со множеством мелких семян.

Словарик

Околоплодник — это часть плода, которая образовалась из разросшихся и видоизменившихся стенок завязи.

Простые плоды — это плоды, которые развились из цветков с одним пестиком.

Сборные плоды — это плоды, которые развились из цветков с несколькими пестиками.

Сухие плоды — это плоды, которые не имеют сочной мякоти в составе околоплодника.

Сочные плоды — это плоды, которые имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Односемянные плоды — это плоды, внутри которых находится только одно семя.

Многосемянные плоды — это плоды, внутри которых находится несколько семян.

Ягода — это сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей.

Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и одеревеневшим внутренним слоем околоплодника (косточкой), внутри которого находится одно семя.

Орех — это сухой плод, у которого есть жёсткий, деревянистый околоплодник и одно свободно лежащее семя.

Зерновка — это сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.

Семянка — это сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.

Боб — это сухой плод, который вскрывается двумя створками и семена которого расположены на створках плода.

Стручок — это сухой плод, который вскрывается двумя створками и семена которого расположены на перегородке плода.

Коробочка — это сухой многосемянной плод, который состоит из плотного околоплодника и свободно высыпающихся из него после созревания семян.

Соплодие — это плод, который образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое.

Работа с учебником на уроке

Многолетняя работа в средней школе
показывает, что, приходя из начальной школы,
многие ученики не умеют работать с учебником. Поэтому формирование необходимых навыков
приходится начинать с первых уроков в шестом
классе. В дальнейшем эта работа проводится
систематически, изменяясь и усложняясь
соответственно возрастным особенностям.

Наиболее простой формой работы с
учебником на уроке можно считать комментированное
чтение параграфа. Вопросы при этом могут
быть следующими. Что из прочитанного вам уже
известно? Что нового вы узнали? Как выделены в
тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы
помогают научить учеников быстрее
ориентироваться в тексте.

Следующая форма работы – устные или
письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа часто игнорируется учителями, хотя
позволяет решать сразу несколько задач:

– способствует закреплению материала
в ходе урока (фронтально);
– формирует умение отвечать кратко и четко;
– облегчает дифференцированный подход к
обучению: ученикам с разным уровнем подготовки
даются разные по сложности вопросы (при этом
слабоуспевающие ученики могут получать
положительные оценки);
– при письменных ответах появляется возможность
выставлять дополнительные оценки.

Вопросы к параграфу могут быть
сформулированы и самим учителем. В этом случае
они должны предусматривать:

1 – поиск ответа в тексте;
2 – использование старых знаний в новой ситуации.

Более сложной формой работы является заполнение
таблиц. Оно развивает умения краткости
изложения и отбора информации. Сначала таблицы
заполняют под руководством учителя, который все
записи и их оформление показывает на доске. Следующий этап – частичное заполнение учителем
таблицы (предоставление образца) и третий этап –
самостоятельное составление и заполнение
таблиц.

Различные варианты таблиц приведены в
учебниках, методических и дидактических
пособиях и рабочих тетрадях на печатной основе. Также таблицы можно составлять самостоятельно. Вот несколько примеров.

Биология, 6-й класс. Тема «Корень»

Биология, 9-й класс. Тема «Опорно-двигательная
система»

Одной из наиболее важных сторон
обучения является работа с терминами. От
усвоения новой терминологии во многом зависит и
усвоение самого материала. Если учащиеся не мoгут
до конца понять, что обозначает термин, или
пропустят объяснение какого-либо понятия, то в
дальнейшем им будет трудно усвоить новую
информацию. В итоге пропадает интерес к предмету
и, как правило, наблюдается снижение
успеваемости. Поэтому необходимо учить учеников
работать с терминами: находить их, записывать,
запоминать, использовать.

С самых первых уроков необходимо
обращать внимание школьников на то, что все новые
термины в тексте учебника выделены особым
шрифтом – курсивом (это понятие ученики тоже
должны запомнить), что и помогает быстрее их
отыскивать. Следует объяснить, что сам термин
может быть приведен как в начале раскрывающего
его определения, так и в конце.

Кроме устной работы над новыми
терминами можно проводить письменную. Имеется
несколько вариантов.

m Выписать новые термины и их
определения. Важно научиться записывать термины
так, чтобы их можно было легко находить среди
других записей – брать в рамку, подчеркивать или
выделять шрифтом.

m Записать терминологический текст
(составленный учителем), вставить пропущенные
термины и подчеркнуть их. Данная форма может
охватывать практически все новые термины
конкретного урока и помогает обнаружить
взаимосвязь между ними.

m Заполнить таблицу.

Составление схем, которые
являются наиболее кратким и наглядным
изложением текстовой информации? – также весьма
важная форма работы.

Работа над схемами складывается из
нескольких этапов.

Учитель готовит схемы по изучаемому
вопросу, объясняет ученикам, что они отражают, и
показывает, как читать схемы и составлять
рассказ. Ученики учатся объяснять материал по готовой
схеме. Ученикам предлагают схемы, заполненные только
частично, как образец. Основную часть они должны
заполнить самостоятельно, используя текст или
рисунки учебника. Ученикам поручается самостоятельное
составление схем. К этому этапу можно переходить
тогда, когда все предыдущие этапы уже освоены.

В старших классах следует объяснять,
каким образом, используя эти приемы, можно
готовиться к зачетам и экзаменам, усваивать
большой объем информации.

Наиболее простые примеры схем имеются
почти в каждом учебнике, есть они и в рабочих
тетрадях на печатной основе. Также можно
пользоваться схемами из сборников «Биология» (в
таблицах и схемах) или составлять их
самостоятельно.

Строить работу со схемами на уроке
можно, используя различные приемы:

— составление схем под руководством
учителя;
— заполнение немых схем учениками
самостоятельно;
— объяснение учителя по готовой схеме;
— озвучивание готовых схем учениками;
— заполнение и озвучивание схем учениками.

Если использовать такой вид работы
регулярно, то ученики лучше усваивают материал,
повышается интерес к предмету и качество знаний. У сильных учеников появляется возможность
больше времени уделить изучению дополнительной
литературы, а у слабых – шанс получить
положительную оценку и сохранить уверенность в
себе.

К осознанному пониманию материала
ведет и использование опорных конспектов,
основанных на структурно-логических схемах,
основные положения или понятия которых
зашифрованы определенными сигналами или
условными знаками. Работа с опорными конспектами
имеет много специфических особенностей и
представляет собой целую систему, которая была
разработана В. Шаталовым. Останавливаться на ее
описании здесь не имеет смысла. Важно то, что если
использовать всю систему нет возможности, то
даже применение ее отдельных элементов
позволяет при творческом подходе получать
хорошие результаты.

Следующий вид работы – составление
планов. При ее проведении необходимо
объяснять, какова цель составления таких
материалов и их предполагаемая структура. Еще
лучше, если памятки по составлению будут
выполнены на плакатах и вывешены в классе.

Как составить план

План – четкая
последовательность изложения материала1. Прочитай внимательно текст. Разбей его на смысловые части. Озаглавь каждую часть и запиши заголовки по
порядку. Устно изложи материал по готовому плану. Развернутый план – дополни каждый пункт плана
краткими записями, которые помогут
воспроизвести информацию.

Отличительной особенностью
планов является краткость. Использовать эту
форму работы можно начиная с 6-го класса. Многие
параграфы учебников удобны для формирования
умения составлять планы. Большое значение имеет
пример, когда учитель записывает на доске план
урока, лекции и т.

Более трудным является составление
конспектов (цитатного, свободного,
тематического). Кроме краткости, здесь требуются
логичность, четкость и умение формулировать свои
мысли. Для формирования навыка составления
конспекта также необходима памятка.

Как составить конспект

Конспект – краткое
изложение материала1. Составь план прочитанного текста. Разъясни и дополни каждый пункт цитатами
(выдержками из текста) или мыслями,
сформулированными самостоятельно. Сопоставь разные точки зрения, сделай вывод.

Если ученики испытывают
затруднения в самостоятельном составлении
планов и конспектов, то первоначально такую
работу можно проводить в классе коллективно,
разбирая каждый этап.

Тексты школьных учебников удобны
относительной краткостью, что позволяет
отрабатывать навык, который в дальнейшем поможет
при работе с большими объемами дополнительной
литературы.

Проверка правильности выполнения всех
перечисленных видов работ может осуществляться
устно (выборочно или одновременно у всех). При
проведении контроля следует отметить, у кого из
учеников возникают трудности (и какие), и
индивидуально поработать с теми, кому необходима
помощь.

Сравнительно-аналитическая работа

Сравнение и анализ – иной уровень
работы с учебником. Обучение соответствующим
приемам ведется практически параллельно с
описанными выше, т. они также требуют умения
находить главное, кратко записывать и четко
формулировать мысли. Формирование навыка
сравнивать объекты начинается с объяснения, что
такое сравнение и как его делать.

Как сравнить объекты

Сравнить – это значит
сопоставитъ в равных условиях, найти сходства и
различияДля этого необходимо:1. Определить объекты сравнения. Выделить признаки, по которым они будут
сравниваться. Найти общие черты. Найти черты отличия. Объяснить причины того и другого и сделать
выводы.

В любом сравнении заложены
элементы анализа, т. выделения отдельных частей
и признаков, и синтеза – обобщения и нахождения
взаимосвязей. Сравнение можно проводить,
опираясь на текст, рисунки и схемы учебника (не
исключая и лабораторных работ)? и оформлять его
результаты в виде таблиц и схем.

6-й класс. Тема «Дыхание и фотосинтез».

Большую помощь в работе с учебником
оказывают и рисунки. Их можно использовать для
выполнения заданий по анализу и сравнению. Такие
задания целесообразно предварять небольшими
инструкциями.

Как работать с рисунками

Как называется рисунок?
2. Что на нем показано?
3. Расскажите об изображенных явлениях или
процессах и сравните их
4. Сделайте вывод.

Вот несколько примеров
рисунков, которые можно использовать для такой
работы.

6-й класс (учебник В. Пасечника)

Рис. 10 – «Рост клетки». Рис. 144 – «Обмен веществ в растении».

7-й класс (учебник А. Никишова и И. Шаровой).

Рис. 34, 35 – «Строение простейших». Рис. 19, 20 – «Пищевые связи». Рис. 32 – «Соотношение типов животных по числу
видов».

8-й (9-й) клаcc (учебник А. Батуева и др

Рис. 55 – «Обмен газов в легких и
тканях». Рис. 75 – «Строение позвонков».

10–11-й классы (учебник Д. Беляева и
А. Рувинского)

Рис. 10 – «Различные формы клеток в
связи с выполняемыми функциями». Рис. 63 – «Схема соотношений между ароморфозом,
идиоадаптацией и дегенерацией». Рис. 98 – «Пищевые цепи в океане».

Творческая работа с учебником

Составление вопросов. Ну что,
казалось бы, может быть проще, чем задавать
вопросы? Однако на самом деле это требует от
учеников вполне определенных усилий. Тем более
что их вопросы не должны дублировать вопросы,
приведенные в параграфе учебника. Вопросы могут носить произвольный характер или
начинаться определенным образом. Например:
«Докажите, что. »; «Объясните, почему. »; «Какой
вывод можно сделать из. Важно объяснить
ученикам, что оценивается не столько количество
(его можно четко ограничить), сколько качество
вопросов и плюс умение самим отвечать на них.

Проверку данного вида работы можно
проводить несколькими способами:

Последние три способа наиболее
интересны и полезны, особенно для детей: их
слышат, они слушают и самостоятельно дают оценки. Все результаты передают учителю, который
оставляет за собой право при необходимости их
корректировать. Интересно отметить, что при составлении вопросов
многие ученики обращают внимание на такую
информацию в учебнике, которой учитель зачастую
по инерции не придает значения.

Составление рассказов с
биологическими ошибками, которые надо
заметить и исправить, вызывает у ребят особый
интерес. Однако данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики,
умения формулировать мысли. Хороший текст должен
иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и
занимательным – лучше всего в форме
приключенческого рассказа или рассказа о
путешествиях. Выполнение таких заданий, кстати,
способствует развитию речи и творческих
способностей. Ученики очень любят слушать такие тексты и с
огромным удовольствием ищут «спрятанные»
ошибки.

Составление текстов с пропущенными
словами не составляет большого труда. Такое
задание можно давать на первых этапах обучения, а
затем оставлять его для слабоуспевающих, которым
не под силу выполнение более сложных заданий,
типа составления текстов с ошибками.

Составление рассказов по заданным
словам способствует развитию мыслительной и
речевой деятельности. При изучении нового
материала рассказы составляются на основе
прочитанного в учебнике текста и представляют,
по сути, сжатое его изложение.

На первом этапе опорные слова
предлагаются в той последовательности, в которой
они должны быть упомянуты в рассказе. Затем
работа усложняется: слова даются без
определенной последовательности или (и) вносятся
«лишние», которые не могут быть использованы в
тексте. Эти варианты требуют большей
внимательности и сообразительности. В любом
случае ученику предлагается озаглавить рассказ
и (или) объяснить, на какой вопрос он отвечает,
какой вопрос к нему можно задать и т.

Этот вид работы удобен для
дифференцированного обучения: слабым ученикам
можно дать простое задание, сильным – сложнее. Составление рассказов по заданным словам можно
также применять и при повторении материала. В
этом случае предлагается составить рассказ,
вспомнив опорные слова без помощи учителя и не
используя учебник.

Тесты – наиболее
распространенный сейчас вид проверки усвоения
материала. В качестве формы творческой работы с
учебником ребятам предлагается самостоятельно
разработать тесты применительно к конкретному
параграфу или разделу. Разумеется, такую работу
можно предлагать только в том случае, если
ученики уже имеют понятие об общих принципах
организации и различных видах тестов – вопрос и
несколько вариантов ответов; перечень верных и
неверных утверждений; обозначенные буквами и
цифрами понятия и определения, которые нужно
привести в соответствие, и т. Кроме того,
школьникам надо объяснить требования,
предъявляемые к хорошим тестам, – четкая и
однозначная формулировка вопросов (или
утверждений), предполагающая наличие точных и
правильных ответов. При каждом задании
оговаривается минимальное и максимальное
количество вопросов или утверждений, которые
надо придумать в каждом конкретном случае. Иногда ребята делают очень интересные работы,
которые могут быть использованы в дальнейшем для
индивидуального опроса.

И последний вид работы, всегда
вызывающий особый интерес, – составление
кроссвордов. Ученики любят не только решать
кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом
все свои интеллектуальные и творческие
способности. Регулярное использование такого
рода заданий способствует росту мастерства,
интереса к предмету и качества знаний, т. при
этом необходимо заново пересмотреть и повторить
весь материал темы. Как правило, кроссворды составляются дома после
изучения какой-либо темы. Они могут быть тематическими,
включающими любые вопросы, связанные с темой, или
терминологическими, в которых используются
только термины данной темы. Как и в других
случаях, необходимо оговаривать определенные
требования:

а) четкая, а по возможности и
оригинальная постановка вопросов;
б) аккуратность выполнения;
в) наличие ответов на отдельном листке.

Все сданные работы оцениваются, а из
лучших оформляется выставка или они
используются при проведении различных
внеклассных мероприятий по биологии. Кроме кроссвордов некоторые ученики составляют
ребусы, шарады, а также сочиняют или подбирают
загадки и оформляют их в виде небольших
сборников. Опыт показывает, что творческие задания
выполняются с удовольствием и интересом,
особенно если нет ограничений в выборе: каждый
берется за то, что ему нравится и что в его силах. Хорошо выполненная работа – маленькая победа в
процессе познания, повышение самооценки, веры в
свои силы в и стремлении учиться.

Таким образом, различные формы работы
с учебником позволяют вырабатывать навыки
самостоятельно добывать знания, умения задавать
вопросы и находить на них ответы, различным
образом оформлять и применять свои знания. Важно
помнить, что, предлагая разные по сложности
задания, нельзя явно выделять «слабых» и
«сильных» учеников, необходимо тактично
предлагать выполнение индивидуальных работ. А
еще лучше предложить выбор – каждый ребенок сам
определит свои силы, а если по какой-то причине не
справится с заданием, не надо упрекать его за
неправильный выбор – он сам все поймет.

Предложенные формы работы с учебником и навыки,
полученные при этом, могут быть использованы на
различных типах уроков и как элементы игр, а
также могут применяться при традиционном и
развивающем обучении.