5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Многие родители, чьи дети окончили первый класс, задают себе вопрос: как же помочь ребенку быстро выучить таблицу умножения. На лето детям задают выучить эту таблицу, и не всегда ребенок проявляет желание летом заниматься зубрежкой. Тем более, что если просто механически зазубрить и не закрепить результат, то можно впоследствии и забыть некоторые примеры.

В этой статье читайте способы, как быстро выучить таблицу умножения. Конечно, за 5 минут этого сделать не получиться, но за несколько занятий вполне можно достичь хорошего результата.

  • С чего начать изучение таблицы умножения?
  • Карточки — один из лучших способов быстро выучить таблицу умножения
  • Умножение на 1 и 10
  • Умножение на 3

С чего начать изучение таблицы умножения?

В самом начале нужно объяснить ребенку, что такое умножение (если он еще не знает). Покажите смысл умножения на простом примере. К примеру, 3*2 — это значит, что цифру 3 нужно 2 раза сложить. То есть 3*2=3+3. А 3*3 — значит, цифру 3 нужно сложить 3 раза. То есть 3*3=3+3+3. И так далее. Понимая суть таблицы умножения, ребенку легче будет ее выучить.

Детям будет легче воспринимать таблицу умножения не в виде столбиков, а в виде пифагоровой таблицы. Она выглядит вот так:

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Объясните, что числа на пересечении столбика и строчки — это результат умножения. Изучать такую таблицу ребенку намного интереснее, ведь тут можно найти определенные закономерности. И, когда посмотришь внимательно на эту таблицу, видно, что числа, выделенные одним цветом, повторяются.

Из этого ребенок даже сам сможет сделать вывод (а это уже будет развитие мозга), что при умножении при перемене множителей местами произведение не меняется. То есть он поймет, что 6*4=24 и 4*6=24 и так далее. То есть учить надо не всю таблицу, а половину! Поверьте, увидев первый раз всю таблицу (ого, сколько надо выучить!), ребенку станет грустно. Но, поняв, что учить надо половину, он заметно повеселеет.

Таблицу Пифагора распечатайте и повесьте на видном месте. Каждый раз, глядя на нее, ребенок будет запоминать и повторять какие-то примеры. Этот момент очень важен.

Начинать изучения таблицы нужно от простого к сложному: вначале выучите умножение на 2, 3, а потом на другие числа.

Для легкого запоминания таблицы используют различные инструменты: стихи, карточки, онлайн-тренажеры, небольшие секреты умножения.

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Для школьников начальных классов таблица умножения — один из самых страшных кошмаров. Сначала учишь ее все лето, потом в школе рассказываешь у доски, а тебя ругают, если перепутал цифры. Как найти путь к быстрому запоминанию таблицы умножения? Рассказывает наш блогер, учитель Ольга Катаева.

Поднимите руку, кто учил таблицу умножения? Наверняка, многие. Чтобы запомнить сложный алгоритм умножения, детям обычно приходится многократно повторять сочетания, чтобы запомнить их наверняка. Тем не менее простое заучивание — не лучший вариант: дети запомнят цифры, но не поймут правил умножения.

Сразу скажем, что таблица умножения — это не просто ниоткуда взявшийся набор чисел, но настоящий культурный феномен. Хотя таблицу умножения нередко называют «таблицей Пифагора», нет прямых свидетельств, которые указывали бы на то, что греческий ученый действительно создал современную таблицу умножения.

Самый старый образец полной таблицы умножения был найден при раскопках в Китае: табличка была создана около 305 г. до н. Похожий артефакт находили и в Японии.

Изобретение первой российской таблицы умножения принадлежит математику Леонтию Филипповичу Магницкому, который, кроме прочего, первым ввел в русский язык такие термины, как «знаменатель» и «произведение».

«Мой ребенок начинает изучать таблицу умножения. Советы родителям:

  • Заинтересуйте ребёнка. Умножение можно и нужно применять на практике, показывая, что это полезный приём, а не школьное задание для галочки.
  • Помогите ребёнку понять физический смысл умножения. Стоит сразу объяснить, что умножение — многократное сложение. Например, умножая 8 на 3 мы подразумеваем, что три раза складываем число 8 с самим собой. Умножения уступает простому сложению в понятности, но выигрывает в скорости.
  • Не заставляйте ребёнка штудировать всю таблицу умножения сразу. Подходите к изучению «порционно»: так ученик сможет запомнить материал лучше.
  • Повесьте таблицу умножения на холодильник или над рабочим столом. Лучше, если плакат будет ярким и понятным или даже самодельным. Дети запоминают материал, даже когда просто скользят по картинке взглядом.
  • Хвалите за успехи!

Есть способы запоминания, которые помогут выучить таблицу умножения. Рассмотрим некоторые из них.

Таблица умножения у меня, например, ассоциируется с обложкой тетради, на которой напечатаны столбики с равенствами. Учила я их долго. Одни из самых сложных столбиков — на 6, 7, 8 и 9. А вот столбик цифры 5 трудностей не вызывал.

И все-таки «тетрадный» вариант позволяет быстро выучить таблицу умножения. На уроках в школе используется такой приём: берётся эта обложка (от старой тетради), берётся карандаш и начинается вычёркивание равенств, которые не требуют запоминания.

Равенства, не требующие запоминания:

  • Умножение на 1 и на 10. При умножении на 1 получается то же самое число, поэтому заучивать эти равенства в столбиках не стоит. При умножении на десять пользуемся правилом умножения на 1 и добавляем (приписываем) ноль в результате. Равенства с множителем 10 запоминать не надо. Вот мы уже сократили таблицу из восьми столбиков на 16 равенств.
  • Умножение на 2. Чтобы не зубрить умножение на два, достаточно уметь считать двойками и знать чётные числа. Можно вычеркнуть ещё 8 равенств (всего в таблице 80 равенств).
  • Умножение на 5. Кто умеет определять время по часам (механическим), тому не надо заучивать таблицу умножения на пять. Достаточно посмотреть на циферблат часов. 5 умножить на 8 — сорок минут. А 5 умножить на 3 — пятнадцать минут. Ещё один столбик из таблицы можно убрать (а это 7 равенств).
  • Умножение на 9. Очень трудно поддаётся заучиванию, если не знать формулы: число умножить на 10 и вычесть это же число. Например, 4 умножить на 9 — получается 40 минус 4, восемь умножить на 9 равно 80 минус 8. Из нашей таблицы мы вычеркнули ещё 8 равенств.
  • Переместительное свойство. Применив это свойство умножения — свойство коммутативности, если говорить математически, — мы можем сократить таблицу ещё наполовину. Если ученик уже знает столбик, где множитель 4, то результат умножения 7 на 4 ему уже заведомо известен.

А дальше придётся запоминать. Но не 80 равенств. Сначала учим равенства с одинаковыми множителями: 6 на 6, 8 на 8, 7 на 7. А потом оставшиеся 22 равенства.

Со школьной таблицей разобрались. К счастью, кроме вычеркивания есть и другие методы запоминания, позволяющие выучить таблицу умножения.

Стихотворения для запоминания

Еще один вариант, который подходит для тех, кто любит запоминать стихотворения, где вместо стихотворений — таблица. Все просто — найти самые приятные строки и выучить их так, чтобы всегда держать рядом, правда, в голове. Такие стихотворения легко найдутся в поисковике по соответствующему запросу.

Закономерности

Известно, что математика — наука, которой не чужды закономерности. Более того, на элементарном уровне ими стоит пользоваться едва ли не постоянно. Приведем некоторые, заметные в таблице:

  • При умножении на 5 результат заканчивается либо на 5, если множитель нечетный, либо на 0, если речь идет о четном числе.
  • При умножении на четыре число нужно удвоить дважды: сначала складываем 7 + 7, а затем 14+14. В итоге получаем 7×4 = 28.
  • Умножая на 9, помним о том, что результат всегда равен тому число, которое получилось бы после умножения множителя на 10 и вычитания его самого из результата умножения. Пример: если 5 на 10 — 50, то 5 на 9 равняется 50 — 5, то есть 45.

Таблица Пифагора

С ней знакомы все, надо только понять принцип работы. Многие умеют сокращать ее наполовину, применив переместительное свойство (от перестановки множителей значение не поменяется). Управляться с таблицей быстро и, к тому же, по-своему красиво.

Как работает умножение по таблице Пифагора? Чтобы заполнить ту или иную клеточку, надо умножить число по горизонтали на число по вертикале. Найти нужный результат легко: достаточно провести пальцем вниз от верхней строки множителей до пересечения со стройкой необходимого числа по горизонтали.

Карточки

Некоторые педагоги используют карточки умножения. Их можно либо приобрести, либо сделать самостоятельно вместе с ребенком. Это, кстати, позволит начать запоминать числа уже в процессе создания карточек.

Карточки умножения:

  • Возьмите небольшой листочек бумаги и запишите на нем действие. Переверните листок и на обратной стороне укажите верный ответ.
  • На карточки можно выписать абсолютно все примеры, в том числе и те, которые «вычеркиваются» согласно переместительному свойству. Потом их можно будет исключить, оставив только те карточки, с которыми возникают трудности.
  • Экспериментируйте! Можно, например, устроить настоящий конкурс: «Дай 50 верных ответов подряд и получи приз».

Возможно, есть другие способы запоминания таблицы умножения, даже другие методики, например в ментальной арифметике. Но даже для применения методики в ментальной арифметике нужно запомнить, где стоят косточки на абакусе и что они обозначают. То есть, как ни крути, а учить придётся.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

На обложке Нина Крымова. Композиция № 8. Из серии «Город»

В начальной школе дети начинают учить таблицу умножения. Многие родители хотят, чтобы на уроках детям было проще, поэтому предлагают им тренироваться летом. Разбираемся, как не превратить такие занятия в кошмар с бесконечными примерами, а запомнить всё быстро и без проблем.

Как объяснить ребёнку, зачем нужно знать таблицу умножения

Обычно школьники начинают изучать таблицу умножения во 2-м классе. Смысл умножения им объясняют через сложение: 6*3 — это всё равно что 6+6+6.

Чтобы подвести ребёнка к этой идее, летом можно вместе с ним группировать разные предметы: яблоки, ягоды, одежду. Предложите ему разложить равное количество фруктов в три тарелки. Затем объясните, что сумма всех фруктов равна их числу в тарелке, умноженному на количество тарелок.

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Таблица умножения в схемах, карточках и стихах

«Мел» уже писал о том, что таблицу умножения быстро запомнить не так просто, как, например, стихотворение. Поэтому не надо требовать от ребёнка сразу учить её наизусть, не подглядывая в подсказку. Пойдите ему навстречу — нарисуйте красивую таблицу умножения вместе, чтобы по ней ребёнок мог легко ориентироваться. А заодно покажите ему специальную таблицу Пифагора.

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Иллюстрация: brgfx / Shutterstock / Fotodom

Попробуйте вместе заполнить таблицу Пифагора. В её ячейках — произведения чисел, написанных по горизонтали и вертикали. Попробуйте начать с первых двух строчек: 1*1, 1*2, 1*3, 2*1, 2*2, 2*3. Пусть ребенок складывает цифры, чтобы получить результат. Постепенно он увидит важные закономерности:

  • по диагонали из верхнего угла в правый нижний идут квадраты чисел;
  • относительно этой диагонали таблица симметрична: от перемены мест множителей ответ не меняется;
  • при умножении на 1 число сохраняется;
  • при умножении на 10 на конце добавляется 0;
  • при умножении на 5 числа всегда заканчиваются на 0 или 5.

Также вы можете создать с ребёнком аналог палочек Непера, в которых наглядно видно табличные значения. Потом по ним можно будет решать более сложные примеры.

Мемо с таблицей умножения

Когда вы изучите таблицу Пифагора, ребёнок поймёт, что на самом деле ему не нужно запоминать все табличные значения. Если отбросить умножение на 1, на 10 и зеркальную половину таблицы, останется всего 36 примеров.

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Их и напишите на карточках: с одной стороны — пример без ответа, с другой — с ответом. Сначала дайте ребенку время запомнить сторону с ответом, он может проговаривать пример вслух или рисовать его в воздухе. Далее распределите карточки на порции, разложите первые 5–7 на столе и начинайте игру. Правила простые: ребёнок смотрит на пример и старается вспомнить ответ. Когда ответ дан, время перевернуть карточку и проверить правильность ответа.

  • Если ответ верный, карточку можно убрать в стопку выученных;
  • Если ответ неправильный, карточка отправляется в стопку еще не выученных.

Блогер «Мела» советует также играть с выученными карточками на время: если ребёнок быстро назвал ответ, карточка отправляется в специальный конверт или коробку, вернуться к ней можно будет спустя время. Так у ребёнка появится мотивация собрать как можно больше «призовых» карточек и он будет видеть результат своего труда. Такой тренажёр поможет быстро запомнить таблицу умножения.

Лайфхак по умножению на 9

Умножать на 9 можно с помощью пальцев. Ребёнку нужно посмотреть на свои кисти рук и мысленно пронумеровать пальцы слева направо от 1 до 10 (если родители разрешат, можно даже оставить метки красками или фломастером). При умножении нужно загнуть палец, порядковый номер которого совпадает с числом, на которое мы умножаем девятку. Ответом будет число, состоящее из двух цифр: количество пальцев до загнутого и количество пальцев после него (в блоге «Мела» есть подробная схема). Например, умножаем 9 на 4, загибаем четвёртый палец (безымянный на левой руке). До него осталось 3 пальца, после — 6. Значит, ответ — 36.

Если с девяткой ребёнок справился, а остальные числа кажутся ему сложными, предложите учить таблицу умножения при помощи стихов. Это тот самый принцип, который помогает запомнить и правильные ударения в словах («это знает даже пума, верно говорить куркума» — помните?). У поэта Андрея Усачёва есть целый цикл «Таблица умножения в стихах», попробуйте выучить с ребёнком те числа, которые даются ему сложнее всего.

В пирог вонзилась пара вилок:

Два на четыре — восемь дырок.

Шесть старушек пряли шерсть:

Шестью шесть — тридцать шесть.

Из «Таблицы умножения в стихах» Андрея Усачёва

Игры на таблицу умножения

Когда ребёнок запомнил большинство комбинаций, можно добавлять в процесс больше игр, чтобы заучивание не становилось для него рутиной.

Можно снова использовать карточки: в одной колоде из 5 карт напишите примеры без ответов, в другой — ответы. Перемешайте каждую колоду и разложите в два сектора в перевернутом виде. Ребёнок должен сначала открыть рандомную карточку из левого сектора, затем — из правого. Если он случайно выбирает верный ответ для заданного примера, карточки остаются открытыми. Если ответ не совпал, карточки закрываются, но ребёнок должен запомнить, где какая была. В следующей попытке он откроет новый пример, который, возможно, совпадёт с только что закрытым ответом. Кон продолжается, пока не будут открыты все пары — тогда можно брать следующую десятку карточек.

Если ребёнок учит таблицу умножения вместе с другом, братом или сестрой, им можно предложить игру для двоих. Здесь отлично подойдут кости или домино — на них как раз нарисованы по два числа, которые можно перемножить. Мы уже писали, как, например, совместить таблицу умножения, игру в кости и тетрис или морской бой.

Другой вариант — предложить детям посоревноваться с калькулятором. Для этого понадобится не только вычислительный прибор, но и кости, колода игральных карт или опять же домино. Ведущий выбрасывает две карты, кости или домино. Задача одного игрока посчитать ответ на калькуляторе (да-да, набирать на приборе нужно даже самый простой пример, даже 2*2), другой в этот момент решает пример в уме. Тому, кто решает пример первым, достаётся призовое очко. Когда количество очков дошло до 10, игроки меняются ролями.

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Для запоминания таблицы умножения существуют и мобильные приложения, и тематические настольные игры — их можно установить или купить, если ребёнок действительно заинтересовался темой (или, наоборот, если она ему неинтересна, а вот играть он любит). Поощряйте его интерес и старайтесь активно включаться в игры и изучение закономерностей: так заучивание таблицы умножения превратится из скучного занятия в интересный квест и сблизит вас с ребёнком. А это то, что нужно.

Изображение на обложке: Nina Buday / Shutterstock / Fotodom

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

До начала учебного года чуть больше месяца, а ребёнок так и не выучил таблицу умножения? Наш блогер, учитель Наталья Вечерина, рассказывает о семи шагах, которые помогут ребёнку быстро запомнить нужные примеры, а родителям — сохранить нервы и время.

Таблица умножения редко вызывает у детей радость, запоминают они её долго, а решать примеры нужно уже сейчас. Возникает коллапс: родители в нервозе, ребенок в слезах. Кроме того, за лето таблица умножения может напрочь выветриться из головы, и в начале учебного года всё повторяется заново.

Для работы нам понадобятся:

  • Таблица умножения, классический вариант. Такая таблица часто печатается на обратной стороне ученических тетрадок.
  • Карточки из картона размером 5×9. Их можно вырезать самостоятельно или купить в любой типографии, где изготавливают визитки. Карточки из обычной бумаги не подходят, они тонкие. Картонные же удобно брать в руку и работать с ними.
  • Цветной фломастер (лучше оставляющий «жирный» контур).
  • Резинка для перевязывания карточек.
  • Коробочка, конверт для формирования сундучка знаний.

А ещё для работы хорошо бы прихватить положительный эмоциональный настрой мамы или папы. Потому что для детей начальной школы это очень важная составляющая обучения. Создавать его дети сами ещё не могут. А вот перенять родительский — запросто. Отнеситесь сами к процессу как к игре — и ребёнок втянется в эту историю вслед за вами.

Таблица умножения по шагам

Включаем зрительное запоминание и двигательную память. Чтобы облегчить восприятие информации и дальнейшее воспроизведение (а нам-то как раз это и нужно), всю информацию нужно разбить на маленькие части. Объём внимания взрослого человека составляет в среднем 4 предмета. Объём кратковременной памяти — 7 единиц информации, а по результатам современных исследования и того меньше. Это означает, что брать для запоминания количество объектов (в нашем случае — примеров) больше пяти за один раз — бессмысленно.

В случае с таблицей умножения пользуемся тем, что она уже итак разбита на столбики (умножение на 2, умножение на 3 и т. ) и делим каждый столбик на «порции» по пять-шесть примеров. Такими мелкими частями и будем учить.

Перед ребёнком кладем таблицу умножения. Просим переписать пять первых примеров следующим образом:

На одну сторону карточки ребенок переписывает примеры с ответом. Например, 2×1=2. На оборотную сторону карточки переписывает пример без ответа: 2×1.

Так у нас получается первая колода карточек.

Для максимального эффекта перед списыванием просим ребёнка запоминать, что он пишет. Таким образом даётся установка на запоминание, что влияет на воспроизведение примеров.

Объясните, что такая таблица будет нужна навсегда: так вы запустите те процессы в памяти, которые помогут сохранить информацию на всю жизнь.

Итак, у нас получилось пять карточек, пять примеров. Начинаем учить.

Шаг второй

Попросите ребенка разложить все карточки перед собой той стороной, на которой примеры написаны полностью. Пусть прочитает их вслух и постарается запомнить. Приём прост: проговаривание усиливает запоминание. А мы с вами используем все приёмы, которые могут нам помочь.

Запомнили? Переворачиваем карточки и складываем их в стопку. Достаем карточки по одной. Ребёнок должен назвать ответ. То, что вспомнилось («выученное») — откладываем в одну стопку. То, что не вспомнилось, откладываем в другую стопку.

Важно! Что мы считаем за «вспомнилось»? Быстрый ответ без раздумывания. Ответ на «раз-два». Только такие карточки должны попасть в стопку выученных. Те карточки, над которыми ребёнок думал, и даже воспроизвёл всё правильно — идут в стопку невыученных.

Почему так? Ведь вспомнил же? Раздумывание говорит о том, что запомнено не прочно, работает припоминание, а не воспроизведение. Значит, такие примеры забудутся очень скоро и их нужно повторять точно так же как невыученные совсем.

Шаг третий

Раскладываем перед ребёнком не воспроизведённые примеры или воспроизведённые с ошибкой. Повторяем всю операцию только с этими примерами.

Чтобы закрепить информацию в памяти, можно использовать приём «рисование в воздухе». Попросите ребенка представить перед собой воображаемый белый экран. И написать на нём рукой в воздухе нужные примеры. При этом помним про проговаривание вслух.

После этого процедура повторяется. Поочередно вытаскиваем по одной карточке, проверяем, вспомнил — не вспомнил. И так пока не выучим всё.

Шаг четвёртый

Играем. Все выученные за один день карточки собираем в одну колоду. Правила игры просты: карточки, которые ребёнок называет быстро, достаются ему, медленно — вам.

Важная деталь: соблюдайте правила! Вытащил карточку — назвал ответ — перевернул карточку, прочитал ответ, проверил себя сам. Для тех, кто любит подробности, объясняю: так мы формируем зрительное восприятие примера, одномоментное быстрое «схватывание» написанного.

Те карточки, которые выиграл ребенок, остаются в одной стопке. Те, которые достались вам, остаются в другой стопке.

Шаг пятый

Добавляем новые карточки. Теперь можно взять ещё пять примеров и проделать операцию ещё раз.

Шаг шестой

Собираем сундучок знаний: те карточки, которые выиграл ребёнок, перевязываем резинкой. Те, которые достались вам, остаются неперевязанными. Вся колода торжественно собирается в сундучок знаний (в заранее подобранную вами коробочку или конверт) и оставляется примерно на 15-20 минут.

Шаг седьмой

Повторение. Современные исследования говорят о том, что процесс забывания начинается крайне быстро. Для точной информации такой период составляет 15-20 минут. Именно поэтому нужно повторение.

Чтобы сохранить выученное, повторите все карточки через 15-20 минут. Особый упор сделайте на те карточки, которые остались неперевязанными. Это слабые места памяти, которым нужно дополнительное подкрепление. Такое повторение хорошо сделать еще и через час, либо перед сном в виде игры.

А что дальше?

Такую процедуру мы делаем каждый день.

Важная деталь: к новым примерам каждый раз вы добавляете те, которые в предыдущий подход остаются плохо воспроизводимыми. Есть такая особенность у детей: один-два примера не даются. Терпеливо переносим это и добавляем их каждый раз, когда учим новое. До тех пор, пока не выучится.

Тот же самый подход используем для повторения таблицы умножения перед новым учебным годом или перед началом новой четверти.

Итак, подведём итог:

  • Делим таблицу на части по пять примеров.
  • Списываем примеры.
  • Запоминаем.
  • Повторяем только то, что не воспроизводится.
  • Проверяем себя.
  • Добавляем следующие пять примеров.
  • Играем. Собираем сундучок знаний.

И ещё одно важное дополнение: заметили ли вы, что всё запоминание и воспроизведение шло через зрительное восприятие? А теперь представьте своего ребёнка на уроке математики, на математическом диктанте. Как будут предлагать ему примеры? Верно, на слух.

После того, как всё выучили, обязательно поработайте с воспроизведением таблицы умножения устно. Диктовать примеры можно по-разному. От простого «два на два», «два умножить на два», до «произведение чисел 2 и 2».

Учимся и играем

Игр с таблицей умножения существует много. Мне нравятся те, которые тренируют зрительное восприятие материала и восприятие материала на слух.

Бумажный формат

Играть можно как с бумажными карточками, так и в электронном формате.

Бумажный формат: перенесите все примеры таблицы на карточки следующим образом — на одной карточке пишем пример (например, 2×3), а на второй карточке — ответ (6). Таким образом у вас получается колода из парных карточек «пример — ответ». Выбираем 10 любых парных карточек (это пять примеров). Раскладываем их в любом порядке. Каждый игрок открывает по две карточки. Если карты «пример» и «ответ» совпадают, то игрок забирает их себе. Нет — переворачивает и кладёт на место. Количество карточек можно увеличивать.

Электронный формат: такие игры можно составить самим. Хорошо делать такие игры с учётом тех примеров, которые у ребёнка «западают», добавлять их в каждый комплект игры. Такую возможность, например, предоставляет платформа Learningapps, упражнение «Парочки».

На этой же платформе можно тренировать восприятие примеров на слух. Упражнение «хронологическая линейка» содержит в себе функцию аудиовоспроизведения. Введите данные и программа сама озвучит примеры. Кроме того, это упражнение позволяет формировать систему координат у ребенка. Ответы примеров нужно будет разместить в заданном диапазоне на числовой прямой.

Платформа Quizlet позволяет перевести примеры на электронные карточки. В случае с детьми начальной школы работать на начальных этапах лучше с бумажным вариантом (задействовано больше процессов, влияющих на запоминание), а вот когда всё выучили и требуется только изредка повторять материал — можно перейти и к электронному носителю.

Так же хороша для этой цели и программа Anki. В ней уже встроена сортировка материала и возможность настройки на нужный режим повторения. Комплектуйте колоды под свой запрос и повторяйте таблицу умножения в любом месте.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете помочь своему ребёнку запомнить таблицу без слёз и надолго. Ну а себе сохраните нервы и время. Учитесь легко!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может на совпадать с позицией редакции.

Карточки — один из лучших способов быстро выучить таблицу умножения

Таблицу умножения нужно учить постепенно: в день можно брать для запоминания по одному столбику. Когда будет выучено умножение на какое-либо число, нужно закрепить результат с помощью карточек.

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

На одной стороне карточки пишутся умножаемые числа, на другой — ответ. Все карточки складываются ответом вниз. Ученик тянет поочередно карты из колоды, отвечая на заданный пример. Если ответ назван верный, карточка откладывается в сторону, если школьник ошибся — карточка возвращается в общую колоду.

Таким образом тренируется память, и таблица умножения быстрее учится. Ведь, играя, всегда интереснее учиться. В игре с карточками работает и зрительная память, и слуховая (нужно озвучить уравнение). А также учащийся хочет поскорее «расправиться» со всеми карточками.

Когда немного выучили умножение на 2, сыграли в карточки с умножением на 2. Выучили умножение на 3, сыграли в карточки с умножением на 2 и 3. И так далее.

Умножение на 1 и 10

Это самые легкие примеры. Тут даже заучивать ничего не надо, просто понять, как умножаются числа на 1 и на 10. Начните изучение таблицы с умножения на эти числа. Объясните ребенку, что при умножении на 1 получится то же умножаемое число. Умножить на один — означает взять какое-то число один раз. Тут не должно возникнуть сложностей.

Умножить на 10 — означает, что нужно сложить число 10 раз. И всегда получится число в 10 раз больше умножаемого. То есть для получения ответа нужно просто дописать ноль к умножаемому числу! Ребенок с легкостью сможет превратить единицы в десятки, прибавив ноль. Поиграйте с учеником в карточки, чтобы он лучше запомнил все ответы.

Умножение на 2

Умножение на 2 ребенок может выучить за 5 минут. Ведь в школе он уже научился складывать единицы. А умножение на 2 — не что иное, как сложение двух одинаковых чисел. Когда ребенок знает, что 2*2 = 2+2, а 5*2 = 5+5 и так далее, то этот столбик никогда не станет для него камнем преткновения.

Умножение на 4

После того, как выучили умножение на 2, переходите к умножению на 4. Этот столбик ребенку будет легче запомнить, чем умножение на 3. Чтобы легко выучить умножение на 4, распишите ребенку, что умножение на 4 — это умножение на 2, только два раза. То есть сначала умножаем на два, а потом полученный результат еще на 2.

Например, 5*4 = 5*2 *2 = 5+5 (как при умножении на 2 нужно сложить одинаковые числа, получаем 10) + 10 = 20.

Умножение на 3

Если с изучением этого столбика возникнут сложности, можно обратиться за помощью к стихам. Стихи можно взять готовые, а можно придумать самому. У детей хорошо развита ассоциативная память. Если ребенку показать наглядный пример умножения на каких либо предметах из его окружения, то он легче запомнит ответ, который у него будет ассоциироваться с каким-либо предметом.

Например, разложите карандаши в 3 кучки по 4 (или 5, 6, 7, 8, 9 — смотря какой пример ребенок забывает) штук. Придумайте задачку: у тебя есть 4 карандаша, у папы есть 4 карандаша и у мамы есть 4 карандаша. Сколько всего карандашей? Посчитайте карандаши и сделайте вывод, что 3*4 = 12. Иногда такая визуализация очень помогает запомнить «сложный» пример.

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Помню, для меня этот столбик был самым легким для запоминания. Потому что каждое следующее произведение увеличивается на 5. Если умножать четное число на 5, в ответе получится тоже четное число, заканчивающееся на 0. Дети легко это запоминают: 5*2 = 10, 5*4 = 20, 5*6 = 30 и т. Если умножать нечетное число, то в ответе получим нечетное число, заканчивающееся на 5: 5*3 = 15, 5*5 = 25 и т.

Умножение на 9

Пишу после 5 сразу 9, потому что в умножении на 9 есть маленький секретик, который поможет быстро выучить этот столбик. Выучить умножение на 9 можно с помощью пальцев!

Для этого положите руки ладонями вверх, пальцы разогните. Мысленно пронумеруйте пальцы слева направо от 1 до 10. Загните тот палец, на какое число нужно умножить 9. Например, нужно 9*5. Загибаете 5 палец. Все пальцы слева (их 4 — это десятки), пальцы справа (их 5) — единицы. Соединяем десятки и единицы, получаем — 45.

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Еще один пример. Сколько будет 9*7? Загибаем седьмой палец. Слева остается 6 пальцев, справа — 3. Соединяем, получаем — 63!

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

https://youtube.com/watch?v=2_IXthC3M2g%3Ffeature%3Doembed

Еще один интересный факт об умножении на 9. Посмотрите на картинку ниже. Если записать столбиком умножение на 9 с 1 до 10, то можно заметить, что произведения будут иметь некую закономерность. Первые цифры будут от 0 до 9 сверху вниз, вторые цифры — от 0 до 9 снизу вверх.

5 простых шагов, которые помогут быстро выучить таблицу умножения

Также, если внимательно посмотреть на получившийся столбик, можно заметить, что сумма чисел в произведении равна 9. К примеру, 18 — это 1+8=9, 27 — это 2+7=9, 36 — это 3+6=9 и так далее.

Второе интересное наблюдение такое: первая цифра ответа всегда на 1 меньше, чем число, на которое умножается 9. То есть 9×5=45 — 4 на один меньше, чем 5; 9×9=81 — 8 на один меньше, чем 9. Зная это, легко вспомнить, на какую цифру начинается ответ при умножении на 9. Если вторую цифру забыли, то ее легко можно посчитать, зная, что сумма чисел в ответе равна 9.

Например, сколько будет 9×6? Сразу понимаем, что ответ будет начинаться на цифру 5 (на один меньше, чем 6). Вторая цифра: 9-5=4 (потому что сумма чисел 4+5=9). Получается 54!

Видите, как просто и быстро можно посчитать произведение при умножении на 9. Закрепите знания с помощью карточек, и ребенок больше не будет путаться в ответах.

Умножение на 6,7,8

Когда вы с ребенком приступите к изучению умножения на эти числа, он уже будет знать умножение на 2, 3, 4, 5, 9. С самого начала Вы объяснили ему, что 5×6 — это то же самое, что 6×5. Значит, некоторые ответы он уже знает, их не нужно учить сначала.

Остальные уравнения нужно выучить. Используйте таблицу Пифагора и игру в карточки для лучшего запоминания.

Есть один способ, как посчитать ответ при умножении на 6, 7, 8 на пальцах. Но он более сложный, чем при умножении на 9, потребуется время для подсчета. Но, если какой-то пример никак не хочет запоминаться, попробуйте с ребенком посчитать на пальцах, возможно, ему так будет проще выучить эти самые сложные столбики.

Как посчитать на пальцах умножение на 6, 7 и 8 смотрите в видео ниже.

https://youtube.com/watch?v=YcbPgLQtag0%3Ffeature%3Doembed

Чтобы легче запомнить самые сложные примеры из таблицы умножения, порешайте с ребенком простые задачки с нужными числами, приведите пример из жизни. Все дети любят ходить в магазин с родителями. Придумайте ему задачку на эту тему. Например, ученик никак не может запомнить, сколько будет 7×8. Тогда смоделируйте ситуацию: у него День рождения. Он пригласил в гости 7 друзей. Каждого друга нужно угостить 8 конфетами. Сколько конфет он купит в магазине для друзей? Ответ 56 он запомнит намного быстрее, зная, что это количество угощений для друзей.

Запоминать таблицу умножения можно не только дома. Если Вы с ребенком на улице, то можно решать задачки, исходя из того, что вы видите. Например, мимо вас пробежало 4 собаки. Спросите ребенка, сколько всего у собак лап, ушей, хвостов?

Также дети очень любят играть на компьютере. Так пусть играют с пользой. Включите ученику онлайн-тренажер для запоминания таблицы умножения.

Занимайтесь изучением таблицы умножения, когда у ребенка хорошее настроение. Если он устал, начал капризничать, то лучше оставьте дальнейшее обучение на другой раз.

Используйте те методы, которые больше подходят Вашему ребенку, и все получится!

Желаю легкого и быстрого запоминания таблицы умножения!